Одна из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования, - обеспечение преемственности между профильной общеобразовательной школой и ВУЗом. Это значит, что обучение старшеклассников должно логически переходить в подготовку будущих специалистов, чтобы между выпускным классом школы и первым курсом не было непреодолимого разрыва.
Профильное обучение, предусмотренное Концепцией модернизации образования, призвано целенаправленно подготовить учащихся к будущей трудовой деятельности в условиях информационно насыщенной среды, требующей от специалистов непрерывного развития и обновления своих знаний. Содержание такого обучения должно быть сформировано в опоре на будущие перспективные требования к человеку как к субъекту различных видов социальной деятельности. В этой связи важнейшая функция профильной подготовки заключается не только в раскрытии склонностей и интересов старшеклассников (что является общей задачей школы), но и в развитии способности к систематическому усвоению новых навыков, умений, ценностей, отношений, ориентации, норм поведения, способов и форм общения и др. Это позволяет повысить степень индивидуальной готовности личности динамично и творчески адаптироваться к быстро меняющимся условиям общественной и производственной жизни. Таким образом, развитие умений пользоваться знаниями в инновационном режиме, активизация желаний, способностей и возможностей к их приращению путем самообразования является одним из условий реализации профильного обучения в школе.
Одновременно необходимо отметить, что профильное обучение - это, прежде всего, средство дифференциации и индивидуализации учебного процесса, поскольку за счет изменений в структуре, содержании и организации подготовки создаются условия для более полной реализации интересов учащихся в соответствии с их дальнейшими профессиональными намерениями в отношении продолжения образования. В результате старшеклассники получают возможность выстроить свою собственную образованную направленность.
Таким образом, профильное обучение позволяет в полной мере реализовать один из важнейших дидактических принципов современной школы - принцип личностно- ориентированной направленности обучения, который заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого обучающегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров.
Если говорить о филологическом образовании в области иностранных языков в школе, то мы будем вести речь о филологическом профиле.
В чем особенность профильного обучения иностранному языку (ИЯ) в филологическом профиле? Прежде всего, следует выделить два главных отличия профильного курса от базового:
Во-первых, профильный уровень обеспечивает количественный прирост иноязычных знаний, большее внимание уделяется развитию и совершенствованию тех умений и навыков, овладение которыми предусмотрено также и на базовом уровне (т.е. происходит углубление базового уровня). Это становится возможным за счёт увеличения количества часов на профильный предмет “Иностранный язык” и более глубокой проработки инвариантного ядра содержания этой учебной дисциплины.
Во-вторых, в филологическом профиле при изучении иностранного языка приобретаются знания, формируются навыки и умения, связанные именно с областью филологии как особой сферы человеческой деятельности. При этом активно привлекается профильно-ориентированный (т.е. филологический) материал- таким образом, создаётся профессиональная направленность обучения (надстройка над инвариантным ядром предмета), определяются особенности профильной подготовки старшеклассников в данном профиле. Профильное изучение иностранного языка (в рамках филологического профиля) предполагает достаточно глубокое изучение языковой системы (в том числе и за счёт приобретения некоторых теоретических лингвистических знаний, освоения элементов лингвистического анализа структуры языка), целенаправленное развитие всех видов речевой деятельности, ориентацию учащихся в том числе на дальнейшее лингвистическое образование в рамках ВУЗа - т.е. основной целью обучения в филологическом профиле выступает приобретение знаний о языке, о литературе стран изучаемого языка. Это второй уровень углубления, обуславливающий именно филологическую направленность обучения.
На этом профориентационные возможности филологического профиля не ограничиваются. Межпредметный характер предмета ИЯ позволяет значительно расширить направления профессиональной ориентации обучения. Разнообразные возможности в использовании ИЯ (в соответствии со своими профессиональными устремлениями) учащиеся могут получить благодаря тому, что, имея целью формирование филологических и лингвистических знаний на профильном уровне филологический профиль тем самым углубляет знакомство школьников с иностранным языком как универсальным средством познания, применяемым в самых разнообразных сферах учебной и профессиональной деятельности. Изучая иностранный язык на профильном уровне, обучающийся должен иметь возможность использовать его как действенное средство для реализации своих познавательных интересов и профориентационных устремлений.
Государственный образовательный стандарт профильного обучения ИЯ (филологический профиль) предполагает следующий список профессий: литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь. Этот перечень профессий ограничивает возможности профессиональной ориентации в рамках профиля. С помощью иностранного языка как “межпредметной” учебной дисциплины учащихся можно нацелить практически на любой вид деятельности, что позволяет реализовать прикладную направленность обучения ИЯ в филологическом профиле. При этом под прикладной направленностью следует понимать ориентацию приобретаемых в профиле иноязычных знаний, навыков и умений на конкретную деятельность (учебную, профессиональную), предусматривающую их практическое применение. Исходя из этого, направления профориентационной работы в рамках профиля могут быть расширены, поскольку филологический профиль может служить основой для разных специализаций.
Филологический профиль может быть ориентирован на разнообразные сферы деятельности,
во-первых, за счёт видоизменения самого профильного курса (например, модификации предметного содержания, отбора соответствующих специализированных текстов и лексико- грамматического материала, расширения деятельностного, практического компонента);
во-вторых, за счёт подключения элективных курсов, которые также могут модифицировать чисто филологическую специализацию профиля, расширив направления профессиональной ориентации.
Существует целый перечень специальностей и научных направлений, на которые может быть нацелен филологический профиль. Помимо филологии и лингвистики, это следующие специальности:
• Журналистика (деятельность журналиста напрямую связана с использованием языка, знаний о стилистических особенностях публицистических текстов и т.д.; причем журналист- международник обязан в совершенстве владеть одним или несколькими ИЯ);
• Мировая экономика (например, специалист по внешнеэкономическим связям должен уметь грамотно подготовить презентацию на ИЯ, составить договор или контракт, вести переговоры и т.д.)
• Социально-культурный сервис и туризм (ИЯ используется как средство общения с иностранными гостями, при этом акцент делается на социокультурной составляющей профессиональной коммуникации).
• Международные отношения и др.
Таким образом, в настоящее время в качестве одной из основных задач обучения в филологическом профиле выдвигается практическая ориентация учащихся на будущую учебную / профессиональную деятельность средствами ИЯ.
Как мы это реализуем на практике?
В МБОУ “СОШ №5 с УИОП” на профильное изучение ИЯ отводится 6 часов в неделю.
2 часа выделено на элективный курс, программа которого тоже позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению соответствующих дисциплин в рамках различных специальностей и направлений подготовки.
Итак, для обеспечения полноценной преемственности школьного и вузовского образования следует как можно активнее внедрять профильное обучение, в том числе иностранному языку. Уровень иноязычных знаний, навыков и умений выпускника филологического профиля должен приблизиться к концу обучения к уровню В2 в терминах Совета Европы. Это довольно высокая планка, но лишь этот уровень может гарантировать функциональное владение языком, обеспечить возможность полноценной профориентации средствами ИЯ и продолжение филологического образования в рамках ВУЗа.