Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980–1990гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.
Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования.
“Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В 2009-2010 учебном году многие школы вступили в эксперимент по внедрению ФГОС нового поколения. Наш регион не остался в стороне. Идет активное повышение квалификации и переподготовка педагогов в связи с введением ФГОС второго поколения.
С 2009 году наша школа участвует в апробации по внедрению новых стандартов. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни.
В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.
Цель проекта: формирование коммуникативных универсальных учебных действий через проведение внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
- Создать условия реализации проекта с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и иных условий в образовательном учреждении.
- Организовать систему работы по формированию новых форм образовательной деятельности, способствующих реализации и совершенствованию коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.
- Обновить содержание, методы в формировании коммуникативных УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
- Развить умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников.
- Сформировать условия развития общения, кооперации, сотрудничества.
- Разработать программы по отдельным направлениям деятельности.
- Внедрить и обобщить опыт по данному направлению на районном и региональном уровне.
Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Гипотеза: учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие ребёнка и проектированный в соответствии с методологическими основаниями ФГОСа общего образования второго поколения, может быть более успешным и эффективным если будет:
- введена в практику школы внеурочная деятельность младшего школьника по отдельным направлениям: “Экологическое”, “Образовательное”, “Художественно-эстетическое”, “Спортивно-оздоровительное”;
- организована целенаправленная работа по формированию коммуникативных
УУД у младших школьников;
- разработан курс (направление) внеурочной деятельности направленный на формирование коммуникативного УУД младших школьников.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение передового педагогического опыта.
База исследования: МОУ СОШ № 235 п. Оловянная.
Этапы:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
На подготовительном этапе (2009 год) провести анализ научно-педагогической и психологической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы; сформулировать цель; определить теоретические и методические подходы к решению проблемы формирования УУД.
На основном этапе (2009 – 2010г.) разработать систему работы по формированию комуникативных УУД младших школьников через внеурочной деятельности.
На заключительном этапе (2010–2011г ) завершить реализацию программы; обработать, проанализировать и оформить экспериментальные данные, транслировать опыт в районе и регионе.
Условия проведения
Для организации и наибольшей эффективности эксперимента необходимо:
1. Корректировка необходимых дополнений и изменений проекта и способов действия в случае расхождения реального действия и его результата.
2. Адаптация учеников экспериментальных классов при переходе в основную школу путем набора образовательных технологий, методов, форм.
3. Регулярное повышение квалификации педагогов дополнительного образования в связи ведением ФГОС второго поколения.
Предполагаемые результаты:
- изменения школьной жизни детей (наполнение её понятными и значимыми для них целями; расширение пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми; принятие учащимися и утверждение правила -“Каждый может быть лучшим в чём-то своём”);
- выявление педагогических условий для реализации данного проекта;
- разработка индивидуальных программ по отдельным направлениям внеурочной деятельности;
- разработка индивидуальных и коллективных проектов; участие в социальных проектах;
- повышение профессионального уровня педагогов (Приложение 1).
“Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность”
Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация”. В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Задачами нашего исследования на данном этапе являются анализ состояния проблемы формирования коммуникативных УУД через внеурочную деятельность. В качестве методологической основы нашего исследования выбран личностно-ориентированный и деятельностный подход. Анализ трудов А.Н. Лентьева, Н.И. Рогова позволил нам выявить концептуальные положения личностно-ориентированного подхода: ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса. Опора в воспитательно-образовательном процессе на:
- развитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;
-признание уникальности личности каждого ребенка;
- создание условий для личностного самоопределения и самовыражения;
- формирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);
- формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания.
Опираясь на данные положения личностно- ориентированного подхода, попытаясь прежде всего раскрыть ключевые понятия исследования: “общение”, “способности”, “коммуникативные способности”, а также их структурные компоненты. В психолого-педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия “общение”. Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, Дружинин А.Н. определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломинский определяет общение как “информационное и предметное взаимодействие”. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, т.е. с 1 класса.
Развитие техники привело к появлению различных средств передачи информации на значительные расстояния, к одновременному восприятию ее большими массами людей. На этой основе сложилась массовая коммуникация как особый вид общения.
Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Основными идеями, которые явились основополагающими в пактике нашей деятельности стали:
- каждый ребенок талантлив;
- гуманное отношение к детям;
- демократический стиль отношений;
- обучение без принуждения;
Новая постановка индивидуального подхода;
- формирование положительной “Я – концепции”. (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует)
Методы, которые были ориентированы на коммуникацию: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах.
Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.
Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
- первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
- вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми.
При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели
- третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественно- эстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене, …
Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей. Поэтому, учитывая эту особенность, стараемся обращать внимание на проявление инициативы самим ребенком и поддержкой её со стороны детей: особенно это можно проследить на образовательном направлении: при правильном построение алгоритма, выстраивании правильной логики ответа.
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
- первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение от одного - двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре.
- второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками.
Первая форма - эмоционально - практическое общение со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому. Особенно на первых занятиях дети активно посещали кружки с целью знакомства с педагогами, затем в дальнейшем делали выбор, при чем они с удовольствием вступали в контакт общения со взрослыми, т.е. стремились привлечь внимание взрослого и сверстника к своим действиям.
Особое место во взаимодействии во внеурочной деятельности занимает - подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. Особенно оно имело место в художественно – эстетическом направлении.
Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Такая форма общения наблюдалась при участии ребят в проектной деятельности, где дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.
Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. Задача взрослых: поддержать ребенка, одобрить его действия.
В рамках участия в эксперименте по внедрению новых образовательных стандартов на базе школы мы смогли через внеурочную деятельность создать для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Вся педагогическая деятельность педагогов была направлена на формирования у детей коммуникативных УУД. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.
При работе в кружках педагогами использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас малышей. В итоге конечным результатом было участие в Публичном отчете школы, где все дети приняли участие. Каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и гостей школы повлияла на развитие личностных качеств ребенка, подвигнув на участие в социальных проектах вне школы.
Участие в различных конференциях, как педагога, способствует росту внутренней мотивации на педагогическую деятельность, приобретению ещё большего профессионального опыта:
- участие в районном Проблемном семинаре “Предшкольное образование: актуальность и проблемы”;
- создание документального фильма по внеурочной деятельности “Школа – наш дом”; создание видеоролика по данной теме;
- участие в диспутах, педсоветах, совещаниях, методических объединений учителей школы;
- представление результатов в виде презентаций, демонстрационной книжки-раскладушки по внеурочной работе на районном уровне;
- участие в краевой конференции “Инновационная деятельность педагога в свете требований нового ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы” (диплом участнику краевой методической конференции);
- участие в районном семинаре в муниципальном образовательном учреждении Ясногорской средней общеобразовательной школе
- из опыта работы во внеурочной деятельности: статья в “Вестник образования”
- представление внеурочной деятельности на интернет – сайте школы;
- участие в районной конференции “Проектная деятельность младших школьников”.
Приняли участие в социальных проектах: спектакли для юных зрителей ДОУ, стали участниками и в смотре художественной самодеятельности (III – место),
В результате сотрудничества педагоги смогли изменить к лучшему школьную жизнь детей, что послужило:
- расширение пространство живого и неформального общения между детьми и взрослыми;
- добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов;
- наполнение и разнообразие интересными играми, беседами, проектами;
- овладение умениями, навыками в непосредственной обстановке;
- развитие творческого потенциала и пропаганда здорового образа жизни;
- развитие физических качеств ребенка;
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с информацией с использованием компьютера;
- формирование коммуникативной культуры ребенка. Немало важным достижением со стороны родителей отмечается: мобильность ребенка, непосредственность и раскованность при исполнение ролей в спектаклях, удовлетворение от общения с одноклассниками.
Каковы первые итоги в результате совместной деятельности?
представили свои первые индивидуальные и коллективные проекты; участие в олимпиадах и призовые места; участие в литературных конкурсах. В школе состоялся Публичный отчет, где внеурочная деятельность была представлена родителям в виде двух спектаклей “Суд над животными” и “Заячья избушка”. Яркая раскладушка под названием “Праздник детской души” с веселыми лицами малышей отражала их позитивный настрой. Неожиданным приятным сюрпризом для всех присутствующих был документальный фильм “Школа - это наш дом”, где все направления внеурочной деятельности были наглядно представлены.