Цели: способствовать формированию знаний учащихся о об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквами ё, е, ю, я, и мягким знаком; о буквах е, ё, ю, я, обозначающих два звука; учиться правильно обозначать мягкость согласных звуков на письме; создать условия для формирования УУД:
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил.
Оборудование: учебники, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке мы отправимся в страну знатоков русского языка.
- Зачем важно знать родной язык?
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
- Посмотрите на буквы, написанные на доске:
1 6 10 16 13 21 29 33
- Как вы думаете, что могут обозначать эти числа?
- Давайте найдем потерявшиеся буквы.
а е о и л у ы я
- Что можете сказать об этих буквах?
- Что общего у всех букв?
- Назовите “лишнюю” букву?
- Составьте закономерность, используя букву “эль”.
- Имея согласную и гласные буквы, какое задание можно предложить?
- Запишите слоги.
ла ле ли ло лу лы ля
- На какие группы можно разделить слоги?
- А как вы определили, что согласный звук произносится мягко?
- Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
- А зачем нам это нужно знать?
2. Определение темы урока.
- Над какой темой мы будем сегодня работать?
- Как вы думаете, мы будем работать спустя рукава или засучив рукава?
- Почему вы так решили?
- Откуда пришли к нам эти выражения?
- А если я хочу подробнее узнать об этих выражениях, какая книга мне в этом поможет? (Фразеологический словарь)
3. "Открытие нового знания".
Работа в парах.
- Исследуйте слова.
Карточка №1
угол – уголь
шест - шесть
ров - рёв
был – бил
- Значение каких слов вам непонятно?
- Что интересного заметили?
- Чем похожи пары слов?
- Чем отличаются?
- Кто сможет привести свои примеры?
- Какой можете сделать вывод? Как же обозначается мягкость согласных звуков на письме? (Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами ё, е, и, я, ю и ь).
- А как обозначается твердость согласных звуков на письме? (Твердость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, э, ы).
- А всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного звука?
Карточка №2
Лилия
Илья
Яков
Витя
- Исследуйте слова.
- Что вы можете о них сказать?
- Что общего у всех слов?
- Какое слово вы бы исключили? Почему?
- Какое открытие сделали?
- Какой можно сделать вывод? (Буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного звука, когда стоят после него).
- Проверим наши выводы с выводами учебника. с. 44.
4. Первичное закрепление с комментированием.
- Выписать имя, состоящее из трех слогов;
имя, в котором мягкость согласного звука обозначена буквой “я”
- Записать имя, которое начинается с мягкого согласного звука;
имя, которое начинается с твердого согласного звука;
имя, в котором количество букв и звуков не совпадает.
5. Физминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать 1-2,1-2,
Руки поднимать 1-2, 1-2,
Приседать, вставать 1-2,1-2,
Прыгать и скакать 1-2, 1-2.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 44, упражнение № 70.
- Прочитай те текст. Что можете о нем сказать?
- Какое задание предложено?
- Значение каких слов вам непонятно?
Словарная работа “краюшка”.
- Что означает слово “краюшка”? Подберите родственные слова.
- Списать:
1 вариант - предложение, в котором пропущенная буква обозначает мягкость согласного звука.
2 вариант - предложение, в котором пропущенная буква обозначает два звука.
Упражнение № 70.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба кра . шка.
Собака лает,
А достат . не может.
Проверка по эталону.
- Что можете сказать о количестве букв и звуков в словах “краюшка”, “достать”.
- Назовите отгадку.
- Какие значения имеет слово “ месяц”?
- Назовите количество твердых и мягких согласных звуков в этом слове.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Из данных слогов составить и записать слова:
МЕ |
КИ |
|
САН |
ТЕЛЬ |
|
КОНЬ |
ЖИ |
|
ЛЫ |
КИ |
|
ЁЛ |
ЖОК |
|
СНЕ |
КА |
- Подчеркнуть зелёным карандашом мягкие согласные звуки в словах.
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Какое слово вы бы исключили? Почему?
- Как обозначена мягкость согласных на письме?
III. Домашнее задание.
1. Вспомнить месяцы, в названиях которых есть мягкие согласные звуки.
2. Вспомнить сказку, в названии которой есть слово “месяц”, а подсказкой являются цветы на слайде.
IV. Рефлексия.
- Какими знаниями вы хотели бы поделиться дома с родителями?
- Какие открытия для себя сделали?
- Как пригодятся нам эти знания?
- Закончите предложение:
Мне было интересно ...
Мне было трудно ...
Я хотел(а) бы ещё узнать ...