Задачи.
1. Обобщить знания о лесных животных и растениях области.
2. Продолжить работу по развитию речи, мышления.
3. Воспитывать бережное отношение к обитателям леса родного края.
Оборудование: мультимедиа, карточки с рисунками для команд, кроссворды, карточки для мозаики.
Ход занятия
Учитель: О чем будем говорить на занятии, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Родина наша малая
Там, где родился и рос,
Связана с ласкою маминой,
С шелестом белых берез.
Родина наша малая
Там, где в тяжелый год,
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родной край! Здесь мы родились и живем, впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир.
Мы живем в Сибири, в Кемеровской области. Богата и разнообразна ее природа. Высокие, покрытые вечными снежниками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек, - создают неповторимую красоту нашего края. Сегодня мы поговорим о лесных животных и растениях нашего края и, возможно, сделаем какое-нибудь открытие. В игре принимают участие три команды. Игра называется “Лесная мозаика”.Что такое мозаика?
Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц.
После каждого конкурса мы сможем выложить один кусочек мозаики. Когда все фрагменты будут сложены, мы увидим то, чему посвящено наше занятие.
Первое задание для каждой команды - отгадываниезагадок-тайн. Отгадка будет названием вашей команды. Презентация
Не сосна я и не елка ...
Только осень на порог –
Скину с веток все иголки
До единой точно в срок. (Лиственница) Слайд 2
Лиственница - морозоустойчивое дерево, древесина которого не поддается гниению, от времени становится только прочнее.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось) Слайд 3
Лось - самый крупный олень области. На голове самца красивые ветвистые рога. Размах достигает 2 метров, весят они около 20 кг. За эти рога и получил лось свое название “сохатый”.
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещу,
То спою на зависть флейте,
То, как кошка, закричу. (Иволга) Слайд 4
Иволга - как и кукушка, приносит значительно больше пользы, чем вреда. За летний период они уничтожают множество вредных для леса жучков, бабочек, различных гусениц (даже волосатых).
1-ый фрагмент
Конкурс 2. “Знаете ли вы лес?”
1. Птица - косач. (Тетерев) Слайды 5-22
2. Самая маленькая птица наших лесов? (Королек)
3. Какая из птиц нашей области носит название растения? (Чечевица)
4. Животное, шерсть которого не покрывается инеем даже в самые сильные морозы. (Росомаха)
5. Самый чистоплотный зверь лесов Кузбасса. (Барсук)
6. Самая крупная кошка наших лесов. (Рысь)
7. Из почек какого дерева получают желтую краску? (Тополь)
8. У какого хвойного дерева в пучке по 5 хвоинок? (Кедр)
9. Из древесины какого дерева делают пианино? (Ель)
10. Птица - зимние “цветы”. (Щегол)
11. Птица наших лесов, выводящая птенцов в стужу. (Клест)
12. Птица - подорожник. (Овсянка)
13. Хищное животное - неряха. (Лиса)
14. Самое крупное животное области. (Лось)
15. Самый маленький олень области. (Кабарга)
16. У какого хвойного дерева самое продолжительное детство? (Пихта)
17. Дерево, древесина которого не поддается гниению. (Лиственница)
18. С помощью какого дерева обеззараживают воду? (Сосна, черемуха)
2-й фрагмент
Конкурс капитанов. Кроссворд “Лекарственные растения”
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.
Капитанам необходимо узнать название лекарственных растений.
1. Кустарник до 2 метров высотой с сочными вкусными плодами. Используют как потогонное жаропонижающее средство. (Малина) Слайд 23
2. Растение с ароматными цветками в виде маленьких белых колокольчиков, цветет в мае. Используют его для изготовления лекарств, применяемых при заболеваниях сердца Внимание! Растение ядовито! Относится к охраняемымна территории нашей области. (Ландыш) Слайд 24
3. Мелкое, всего 5—10 сантиметров высотой, растение, лист, стебель и даже цветки которого обладают кислым вкусом, что и определило название растения. (Кислица)
Слайд 25
4. Колючий кустарник с душистыми розовыми или белыми цветками и красными плодами, содержащими много витаминов. Кустарник используют для декоративных посадок в городе. (Шиповник) Слайд 26
5. Кустарничек с сочными ягодами черно-синего цвета, часто с голубым налетом. Ягоды и листья используют при лечении многих заболеваний. (Черника) Слайд 27
6. С латинского название этого растения переводится как “здоровый”. Из корней получают успокаивающее лекарственное средство. (Валериана) Слайд 28
Проверка на экране – фото лекарственных растений.
3-й фрагмент
Пока работают капитаны, для команд конкурс “Сороконожка”.
Почему сороконожку так назвали? Правильно, у нее не 2 пары ног, а множество. Это такая красивая гусеница. Она может очень быстро передвигаться. Конкурс заключается в том, чей хвост и ноги придут первыми.
(Для того, чтобы превратиться в сороконожку, нужно всей команде присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего. Не отцепляясь, не вставая пройти дистанцию всем вместе. Чья сороконожка добежит быстрее?)
4-й фрагмент
Конкурс 3. “Что такое? Кто такой?”
1. Самое маленькое животное нашей области?
- медведь
- землеройка. Слайды 29-34
- мышь-малютка
2. Какая птица передвигается по стволу дерева вниз головой?
- поползень
- дятел
- кедровка
3. Из древесины какого дерева делают спички?
- береза
- осина
- клен
4. Из луковиц какого растения шорцы получали муку?
- кандык тюльпан
- гусиный лук
5.Каких насекомых называют жуками-хищниками?
- кузнечики
- слепни
- “божьи коровки” (кокцежелиды)
6. Наиболее редкое водное растение области?
- орех чилим
- кувшинка белоснежная
- кубышка желтая
Конкурс 4. “Найди ошибки”
Слайд 35
Сначала выполняют на карточках, проверка на экране.
Какие еще правила поведения в лесу вы знаете?
6-й фрагмент
Конкурс 5. “Жалобы природы”
Каждая команда готовит для соперников 1 жалобу. Их оппонент должен угадать кто это или что это?
1. Жили мы в прозрачной воде небольшого озерка. Жили не тужили. Все вокруг глаз радовало, и дышалось легко. Но протоптали ребята дорожки к нашему дому-озерку. Ребята, похоже, хорошие, аккуратные: деревья не рубят, кусты не ломают, уходят – костер водой заливают. Даже мусор после себя убирают. Вот только не знают они такого правила – куда мусор этот девать. Собирают да в наше озерцо. Скопилось у нас на дне разные банки-склянки, бумага да тряпки. Мы долго терпел, но пришел конец нашему терпению. На дне свалка, глаза бы не глядели, вода ржавая стала – нечем дышать! Погибаем! Чья же это жалоба? (Рыбы) Слайд 36
2. Жалуюсь и я на тех мальчишек и девчонок, которые забирают нас из леса к себе домой. Особенно часто это случается с нами, малышами: наши родители нам корм добывают, а мы их ждем недалеко от нашего дома. А люди считают нас сиротами, потерявшимися, и забирают нас в городские квартиры. Хоть я и колючий, в клубок сворачиваюсь, но все равно они сильнее. А дома мне начинают в рот совать колбасу и крупу разную, и конфеты. Я же привык к своей пище, к своему дому. Вот и бегаю всю ночь по комнате, фыркаю от злости, стучу своими коготками. На меня еще и обижаются!
Надо же просто взять меня и отнести на то место, откуда меня забрали, и запомнить крепко-накрепко: лесные зверята смогут жить только в своем доме, в лесной тишине и покое, а в городской квартире мы погибаем! Не трогайте нас, не тревожьте, пожалуйста! Вы узнали, кто к вам обращается? (Еж) Слайд 37
3. Что хотите снами делайте: в воде купайте, на куски режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не выдирайте нас с корнем, не разрушайте нашу мягкую подстилку, не уничтожайте нашу матку!
А не послушаетесь - матка погибнет, а мы совсем расти перестанем, не будем тогда лес украшать своими разноцветными шапочками, да и зверюшки лесные без нас обойтись не смогут: лакомятся нами и белки, и ежи, и многие другие лесные жители. Кто мы? (Грибы) Слайд 38
7-й фрагмент
Мы выполнили все задания. У нас получилась карта растительности Кемеровской области.
На территории Кемеровской области преобладает таежная и лесостепная растительность. Леса занимают 63,9 тыс. км2, что составляет 67% всей территории.
Уникальными для области являются кедрово-пихтовые, высокотравно-широкотравные леса Горной Шории. Уникальность их заключается в том, что в зимнее время под мощным снеговым покровом не происходит промерзания почв, а большое количество осадков способствует быстрому круговороту веществ в почве.
Что значит лес для всех нас? Лес – это жизнь, наше легкое дыхание, живительная прохлада, чистота и полноводность рек, дом для братьев наших меньших, природная кладовая с многочисленными лесными дарами – ягодами, грибами, орехами, целебными растениями, янтарной древесиной.
Лес – это еще и люди, посвятившие ему всю свою жизнь. В лесном хозяйстве люди работают верно, преданно, долгие-долгие годы, бережно, чутко относятся к природе, охраняют её и создают свои неповторимые и рукотворные леса.
За время существования лесной отрасли в Кузбассе были восстановлены леса на площади около полутора миллионов гектаров
В народе давно существуют выражения “Леса реки рождают”, “Растения – берегам спасение”. Лес предохраняет берега рек от размывания водой, препятствует возникновению оврагов. Корни связывают почву, лежащие на ее поверхности ветки делают пути стока более извилистыми, а течение замедленным.
Кроме углекислого газа леса способны удалять из воздуха и другие вещества, в том числе вредные – тяжелые металлы. Очищение воздуха происходит как в результате их поглощения и накопления, так и при осаждении на листьях. Кроме того, деревья испаряют больше влаги, чем травянистые растения, увлажняя воздух летом. И наконец, лес существенно уменьшает шумовые эффекты, что очень важно в населенных пунктах и вдоль оживленных трасс.
В настоящее время хвойные леса практически на всей площади восстанавливаются после интенсивных рубок середины XX века. Экологическое состояние Кемеровской области чрезвычайно сложное. С одной стороны большая часть территория покрыта лесом, территории Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Салаира мало населены. С другой стороны, мощное развитие горнодобывающей промышленности, особенно угольной, привело к катастрофическим изменениям экосистем – прежде всего, в Кузнецкой котловине и по всей территории Кузнецкого угольного бассейна.
Лес часто просит нас о помощи, но мы этого не слышим. Погибнет лес – погибнет и человек. И в наших руках продление жизни не только леса, но и людей. Помните об этом!