Урок сочинения по картине русской художницы З.Е. Серебряковой (из опыта работы по УМК С.И. Львовой)

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Уже третий год я с большим интересом осваиваю УМК по русскому языку С.И.Львовой (5-7 классы). Совершенствовать навык составления письменных высказываний особенно помогает работа, связанная с описанием картины. Год от года учебные занятия по произведениям живописи УМК С.И.Львовой становятся все более результативными, это связано с несколькими факторами. Во-первых, предложенные для изучения репродукции интересны детям и являются стимулом для разговора, а во-вторых, автор учебника сумел отобрать такие картины, которые уместно сравнивать, например, это картины одного художника, написанные в разное время, или картины, похожие по жанру, но различные по содержанию, выражению идеи, созданные в разные эпохи. Изучая репродукции, предложенные авторами УМК, я пришла к мысли об организации системы работы на уроках сочинения по картине. Надеюсь, что описанный мною опыт работы поможет учителю смоделировать современный урок сочинения по картине.

Абсолютным открытием для учеников 5 класса стало имя русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1887-1967, рисунок 1). Репродукция её картины “На кухне. Портрет Кати” (1923, рисунок 2) изучается в разделе “Синтаксис. Однородные члены предложения с обобщающим словом” [1]. На уроке мы описывали девочку, ее лицо, позу, пытались передать ее характер. Затем описывали натюрморт, создавали мини-тексты, включая в них предложения с обобщающими словами при однородных членах. На следующий год в 6 классе ребят ожидала новая встреча с Серебряковой, этим интересным художником и неординарной личностью. Упражнение сочинение по картине З.Е.Серебряковой “Карточный домик” (1919, рисунок 3) дано в разделе “Имя числительное” [2]. В итоге возникла идея сравнить две картины, выявив сходства и различия. Описывать детей, особенно сверстников, оказалось интересным делом. Ученики 6 класса уже приобрели опыт работы с репродукциями, их культурный уровень развился, поэтому работа проходила динамично, результативно и каждый ученик смог почувствовать себя комфортно.

На первом этапе работы ребята должны подготовиться к восприятию картин. Группа учеников получила домашнее задание – подготовить справку о художнике по плану:

1) Эпоха, в которую жил и работал художник.

2) Основные темы и жанры творчества.

3) Вехи жизненного и творческого пути.

4) Самые известные картины художника; места, где их можно увидеть.

Проводилась лексическая работа, разъяснялось толкование выделенных слов. Стоит обратить внимание на то, что ученики не всегда могут верно обработать информацию, представленную в книгах, Интернете. Работая над составлением справки (это новый собственный текст) о художнике, ребята учились использовать приемы сжатия публицистического текста, выделять микротемы и логично выстраивать предложения.

На уроках звучало живое слово о художнике (но не более 2-3 минут), а ученики, объединенные в группы или пары, получили свой вопрос и готовили на него коллективный ответ: например, каково ваше восприятие личности художницы? что вы видите противоречивого в жизни и творчестве художницы? почему на картинах художницы так часто изображены дети? была ли жизнь художницы и ее карьера счастливой? Краткие обобщения записывались в тетради.

На следующем этапе в форме проблемного вопроса была сформулирована цель урока. Например, на картинах, которые нам предстоит сравнить, изображены дети художницы З.Е.Серебряковой. Почему настроение картин такое разное? Можно ли детство изображенных на картине детей назвать “золотой порой”? Какую идею выражает художница в своих полотнах? Зрительное восприятие картины обострялось, возникало желание высказаться.

Далее ученики рассматривали репродукции картин, записывали искусствоведческие термины, которые им могли понадобиться в сочинении и переходили к основной работе:

анализу формы и содержания полотен. Поскольку ученикам предстояло сравнивать картины, было необходимо в ходе совместной деятельности выработать критерии для сопоставления картин: название картины, жанр, тема, сюжет, композиция, художественные средства (цветовая гамма, свет, оттенки), детали, идея (авторский замысел). Группы учеников получили время для подготовки вопросов, выявляющих их отношение к картине. Лучше, чтобы это были вопросы проблемного характера, начинающиеся со слов “почему” или “зачем”.

Вопросы озвучивались – ребята обменивались мнениями, при этом можно было пользоваться словарем эпитетов (он есть в “Приложении к учебнику”). Результатом дискуссии стала таблица, обобщающая и систематизирующая знания:

“На кухне. Портрет Кати” Критерии “Карточный домик”
Дочь художницы;

портрет с натюрмортом;

ясность взгляда;

блеск глаз;

внимание;

аккуратность;

изобилие;

снедь;

радостное возбуждение;

жизнелюбие;

сочетание теплых и холодных тонов: синих и коралловых красок; белых и бордовых оттенков

Жанр

Название

Тема

Сюжет

Герои (лицо, взгляд, черты лица, поза, фигура, пластика, одежда, характер)

Композиция

Цвет

Свет

Интерьер

Детали

Идея и пр.

Сходств меньше, чем различий; 1919 год – сложное время в истории страны, трагическое время для семьи Серебряковой;

Название символично;

(почему не называется “Дети, собирающие карточный домик”)

картина другая по содержанию;

осиротевшие дети;

грустное раздумье;

дом, очаг так же хрупок, как карточный домик

Оптимизм, забота о доме, гармония бытия Картина с трагическим звучанием, отражается идея хрупкости мироздания

Сопоставив картины, ученики выбирали план для будущего сочинения. В 5 классе мы пользовались планом с последовательным изложением материала: вступление, описание первой картины, описание второй картины, выводы (общее, различное). В 6 и 7 классе ученики чаще стали обращаться к параллельному способу описания двух картин: вступление, описание по сопоставляемым параметрам с промежуточными обобщениями, выводы в заключительной части сочинения.

Описывая картины в 5-7 классе, ученики могут использовать словесные шаблоны, конечно, в том случае, если испытывают в этом потребность. Некоторые из них вы можете прочитать:

Перед нами пройдут…

Произведения эти заметно различаются как по…, так и…

Обратимся к портрету (пейзажу)… кисти…

Моделью художнику послужил…

Художник писал портрет…

Цветовое решение портрета мне кажется…

С одной стороны, ощущается…, с другой - …

Однако есть в картине и другой “герой” - это…

С большим мастерством написаны…

Цветовое решение портрета (пейзажа) мне кажется…

Если у … , то у …

В то время как…, другой художник…

Взгляните, как написана…

Присмотревшись внимательно, мы увидим…

Художник стремился выразить в этом произведении…

Наконец ребята начали писать сочинение. Результаты работы анализировались на следующих уроках русского языка.

В 6 классе мы вновь сравнивали два портрета с изображением детей: картину В.А.Серова “Девочка с персиками” (1887, рисунок 4) и картину Н.А.Пластова, сына известного художника Аркадия Пластова, “Саня Маликов” (1976, рисунок 5) [2]. Система работы использовалась та же. Результаты приведены в таблице:

В.А.Серов “Девочка с персиками” Критерии Н.А.Пластов “Саня Маликов”
Девочка-подросток;

обаятельна;

мягкий овал лица;

темные непокорные волосы;

легкий загар;

рука держит персик;

бархатистая кожица персика – кожа лица – бархатный бант;

комната залита светом солнечного дня;

не портрет, а картина;

яркие блики;

множество оттенков;

сложное цветовое решение.

Жанр

Название

Тема

Сюжет

Герои (лицо, взгляд, черты лица, поза, фигура, пластика, одежда, характер)

Композиция

Цвет

Свет

Интерьер

Детали

Идея и пр.

Сходств меньше, чем различий;

картины принадлежат разным историческим эпохам;

мировоззрение художников разное; идеи полотен различны

Мальчик лет 11-12

Послушный;

взор печален;

немного бледен;

черты лица тонки;

изящны;

аристократизм (тонкая кисть руки);

прижимает пса;

много холодных тонов: преобладание синего;

мало света: мрачные интерьеры комнаты;

стул с высокой спинкой.

прекрасная пора детства;

оптимизм;

жизнелюбие;

возможно, ребенок переживает тревогу, ему не хватает ласки, он одинок

Думается, что по-новому смоделированные уроки с использованием репродукций картин русских художников смогут совершенствовать навыки речевого развития школьников, а также их умение понимать произведения живописи.

Список литературы

  1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: Ч.1: учеб. для общеобразоват.учреждений. – М.: Мнемозина, 2009. – 216 с.
  2. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч.2: учеб. для общеобразоват.учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. – 207 с.