Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик и -щик"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • научить правильно писать существительные с суффиксами - чик и -щик;
  • повторить правописание гласных в приставках пре- и при-;
  • воспитывать внимательность;
  • развивать навыки грамотного письма.

Наглядность: карточки с заданиями, плакат со словарными словами, с правилом (-чик, - щик), со словами для выборочного диктанта.

Ход урока

1. Организация учащихся на работу и нацеливание.

Сегодня мы повторим правописание гласных в приставах пре- и при-.

Научимся правильно писать имена существительные с суффиксами - чик и - щик.

2. Проверка домашнего задания.

- Отчет ответственных (упр. 243).

3. Словарная работа.

Копировать, профессия, арматура, бетон, агент.

В слове копировать (снимать с чего-нибудь копию; внешне подражать кому-нибудь, передразнивать) ударение падает на второй слог. В слове агент (представитель какой-нибудь организации, обычно ходит, ездит по делам организации, фирмы, торговый агент, страховой агент) ударение падает на второй слог.

В слове профессия (род занятий, трудовой деятельности) пишутся две буквы “с”.

В слове бетон (строительный материал из смеси цемента с водой, песком и щебнем, твердеющий после укладки) после буквы “б” пишется “е”.

В слове арматура (железо, металлическая проволока) после буквы “м” пишется “а”.

Записывание словарных слов в тетрадях.

3. Повторение правописание гласных в приставках пре- и при-. На

доске плакат со словами с пропущенными буквами.

Вы должны вставить вместо точек буквы е или и. Прежде чем выбрать правильную букву, вспомните, когда пишется “е” , а когда “и”.

Пр.забавный, пр.унывать. пр.старый, пр.ласкать, пр.одолевать, пр.клеить, пр.зидиум, пр.рвать, пр.лечь. пр.школьный.

4. Работа над новым материалом.

1. Мы сегодня научимся правильно писать суффиксы - чик и - щик в существительных, обозначающих людей по роду занятий или действию. Как называют людей, занимающихся этим:

  • работает в бане (банщик) - зап-е на доске;
  • ремонтирует крыши (кровельщик);
  • любит жаловаться (жалобщик);
  • захватывает чужие территории (захватчик);
  • советует, дает советы (советчик);
  • читает доклад (докладчик);
  • рассказывает что-то (рассказчик);

Как видите, в суффиксах этих существительных пишутся разные буквы: “ч” и “щ”. Это зависит от того, после какой буквы идут суффиксы -чик и - щик.

Посмотрите на плакат.

Танцовщик летчик
Кровельщик укладчик
Барабанщик грузчик
Жалобщик разносчик
Выдумщик перебежчик

Вывод. После д-т, з-с и ж пишется -чик, а в других случаях -щик.

2. Чтение для закрепления материала учебника

Вывод. Когда же пишется -чик, а когда -щик?

5. Работа над закреплением нового материала.

1. Выборочный диктант.

Выпишите в два столбика слова.

-чик         -щик

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, смазчик, летчик, точильщик, каменщик.

2. Устное коллективное выполнение упражнение № 244.

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съемщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица. Объяснение в каждом случае: почему -чик или -щик?

3. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выьор суффикса. Камен.., водопровод..., барабан..., стеколь..., полиров..., сбор..., развед..., перебеж..., газет.., бетон..., рассказ....

2. Составьте предложение по схеме:

Карточка №2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Развед..., буриль..., табун..., разнос..., зачин..., перевод..., пулемет..., уголь..., забастов....

2. Составьте предложение по схеме:

6. 0бъяснительный диктант.

Часто говорят: “Я прочитал книгу от доски до доски”. От этого выражения веет глубокой древностью.

В старину над книгой работали переписчик, художники и переплетчики. В основу переплета в древности клали доску. Ее обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшались жемчугом, серебром, золотом.

Тот, кому интересна книга, прочитает ее от доски до доски, то есть от начала до конца.

Как написали слова переписчики и переплетчики? Почему?

Вывод.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: готовимся к диктанту по упражнению № 249.