Цели урока.
1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного текста.
2. Развивать образную память, мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость. Закрепить знания о видах соединения букв при письме, научиться соединять строчную ц с другими буквами. Упражнять детей в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.
3. Воспитывать положительное отношение к письму как в виду речевой деятельности.
- Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке.
- Воспитывать аккуратность, любовь к русскому языку.
Формировать:
- учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;
- учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место для урока письма, соблюдать гигиенические требования во время письма (посадка при письме, держать правильно ручку); умение работать в заданном темпе.
Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки, прописи В.А. Илюхиной, ручки, цветные и простые карандаши, ластик.
Ход урока
I. Организационный момент
Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Все ль готово там к уроку?
Все ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинается урок.
Пусть нам всем пойдет он впрок.
II. Сообщение темы урока.
- С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? Какой звук она обозначает?
- Это звук гласный или согласный? Почему согласный?
- Дайте характеристику звуку? [Ц] - сог., тв., глух.
- Раскрасим печатную букву каким цветом? (Синим)
- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?
- Сегодня на уроке письма мы продолжим говорить об этих звуках и их букве, будем учиться писать строчную букву ц и соединять её с другими буквами, повторим изученное о предложении.
III. Актуализация опорных знаний.
Продолжим наш урок с одной истории. Послушайте.
Когда-nо давным-давно жила на свете ленивая курица-наседка. Она была такая ленивая, что, снеся однажды яичко, не стала его высиживать, забралась под скамейку и там уснула. А яичко осталось лежать и ему было скучно. Слайд №3 (Презентация)
Но тут пришла тетя Маша, она подложила яичко ленивой курочки. А наседке так хотелось спать, что она этого даже не заметила. Так во сне и высидела птенчика.
- Назовите, кто он? (Цыплёнок). Слайд №3
- Раскрасим цыплёнка
IV. Работа по теме урока. Письмо строчной буквы ц.
- Откроем прописи на с. 29 Слайд №4
Работа со схемой слова
- Сколько слогов? (3)
- Раскрасим схему слова цыплёнок.
- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: Ц. Слайд №5
Одинаковые ли они по написанию? (Нет)
Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.
- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква ц.
Поэлементный анализ буквы
- Из каких элементов состоит буква ц? (Буква ц состоит из трёх элементов)
- У каких букв встречаются эти элементы? (И, у)
- Объяснение и показ учителя.
- Обводим в воздухе под счёт. (Раз – и- два –и)
1) Письмо буквы ц.
- Пишем без отрыва. Расстояние между буквами размер одной буквы и.
2) Письмо слогов - слияний. Слайд №6
Прочитайте слог и проанализируйте.
ца - цапля, курица, пословица.
цо - танцор, кольцо.
цу - танцуют, цукат (сваренные плоды (корки) в сахарном сиропе)
це - цех, цепь, солнце, полотенце.
- Слог – слияние пишем без отрыва руки, а также соединения букв, которые нам встретятся при написании слов.
Физминутка.
Киска Анфиска закрыла глаза.
Киска Анфиска открыла глаза.
Налево посмотрела, направо посмотрела,
Быстро, быстро поморгала
И работать снова стала.
- Пока мы отдыхали, наш цыплёнок решил узнать значение слов, которые записаны в прописях: цирк, кузнец.
- Как вы ребята объяснили бы ему? Слайд №7
3) Запись слов.
цирк – 1 слог
кузнец- 2 слога
Игра “Один, много”. (Курица - курицы, петух – петухи, утка – утки, индюк – индюки)
Птица – птицы.
Царица – царицы.
Птенец – птенцы.
- Как образовались слова?
- Запишите самостоятельно.
4) Давайте посмотрим на еще одни пары слов. Прочитаем: орёл - орлица.
- Что вы можете сказать про эту пару слов?
- Различны ли слова? Чем?
- Запишем слова к словам тигр, медведь.
Медведь – словарное слово. (Подчеркнуть орфограммы)
V. Итог.
Наш цыпленок был с нами весь урок. Как вы думаете, ему было интересно?
- Какую букву мы научились писать?
- Какой звук она обозначает?
- Правописание какого слова надо запомнить?