Цели: дополнить и обобщить знания по одному из видов рукоделия - вышивке крестом; ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и приспособлениями, материалами; закрепить навыки по организации рабочего места, научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус; развивать сенсорные и моторные навыки; воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Наглядность: выставка картин вышитых крестом Приложение 1, образцы вышивки, журналы и книги по вышивке.
Оборудование: пяльцы, иглы для вышивания, наперсток, ножницы, канва, нитки “мулине”, нитки швейные.
Ход занятия
1. Организация занятия.
Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель. В течение всего учебного года вы осваивали один из видов рукоделия – вышивку. Настало время подвести итоги, поделиться впечатлениями и похвастаться результатами труда.
Тема нашего занятия: “Неповторимость и красота вышивки крестом”.
Давайте вспомним, что такое вышивка? (Ответы учащихся)
Вышивка это один из видов декоративно-прикладного искусства, рукоделие.
Вышивка это рисунок, нанесенный на ткань нитками при помощи различных стежков.
Вышивка это способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками.
Учитель. Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур, а может быть значительно позже. Точных сведений об этом нет. Свидетельством тому, что вышивка существовала уже в V веке до н.э. является найденная при раскопках в Древней Греции ваза, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.
В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение. Очень часто с ее помощью подчеркивалось социальное положение.
На найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду.
В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке. Существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка. В X-XII вв. вышивку стали использовать и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов).
Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Вышивку располагали именно на тех местах, где тело человека было открыто (на вороте, на подоле, на краях рукавов).
Традиции вышивального искусства постепенно развивались в XIY – XVII вв. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XVIII – XX века оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Поэтому с раннего возраста девочки обучались рукоделию. Секреты ручной художественной вышивки передавались в семье от матери к дочери.
Девочки постарше, собирались в больших горницах, где занимались рукоделием да тихонько пели. (Звучит запись песни “В горнице моей светло”)
Учитель: Много, очень много времени прошло с тех пор, но практически не изменились инструменты, применяемые для вышивки. Давайте вместе вспомним их. (Ответы учащихся)
Это иглы для вышивания с большим ушком, чтобы продевалась нить в несколько сложений или шерстяная нить, наперсток, ножницы разных размеров и пяльцы.
Учитель: Раньше для вышивок использовали самые различные материалы – такие, как жилы животных, нити из льна и конопли, ракушки, медные и серебряные монетки, золотые нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.
А какие материалы используют для вышивания крестиком сегодня? (Ответы учащихся)
Для вышивания крестиком необходимы ткань, канва и нитки.
Ткань лучше выбирать с полотняным переплетением. Канва бывает двух видов – накладная и в виде готовой основы. Сейчас в магазине можно свободно приобрести канву любого цвета и любой плотности. Очень удобна канва с нанесенным на нее цветным рисунком. В этом случае вы не сделаете ошибок при счете стежков. Нитки для вышивания также можно свободно приобрести. Это шелковые, шерстяные, синтетические нитки. Но самыми распространенными являются хлопковые нити – мулине. Эти нитки выпускают в мотках по 10-12 метров, в 6 сложений. Нить в 6 сложений называется – пасмо.
Учитель: Существует немало разновидностей креста – простой, двойной, двусторонний, полукрест, набор и т.д. Мы с вами освоили самый распространенный – односторонний крест. При его выполнении крестики образуются только с одной стороны ткани – лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики – по горизонтали, вертикали, диагонали – определяют технику их выполнения. Давайте вспомним основные приемы и правила выполнения крестика. (Ответы учеников)
Вышивка крестиком относится к счетным вышивкам, которые обычно выполняются по счету нитей ткани. Крест или, как его с любовью называют рукодельницы, крестик – один из самых популярных видов вышивки. Приемы вышивки просты, крестик получается путем наложения двух стежков перекрещивающихся посередине. Первый стежок из левого нижнего угла в правый верхний. Второй – поверх первого, из правого нижнего угла - в левый верхний. Порядок наложения стежков должен быть одинаковым для всех крестиков.
3. Практическая работа.
Выполнение горизонтальных, вертикальных и диагональных рядов крестика.
4. Анализ и оценка работы.
1) Экскурсия у выставки
2) Реклама рукоделия. (Девочки представляют свой вариант рекламы вышивки.)
“Простая вышивка крестом,
Украсить может каждый дом”.
“Раз стежок, два стежок,
За стежком – стежочек.
И украсит ваш платок –
Аленький цветочек”.
“Уют вашего дома – в ваших умелых руках”.
3) Представление книжной выставки.
5. Домашнее задание.