1. Пояснительная записка
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя я считаю воспитательную. Поэтому, ещё во время подготовительных занятий с будущими первоклассниками я внимательно знакомилась с детьми, присматривалась к ним. Совместно со школьным психологом провела анкетирование , индивидуальные беседы с детьми и с родителями.
Полученные результаты показали, что у детей присутствует чувство страха, недоброжелательность друг к другу. Я заметила, что дети не могут общаться, во время игр и отдыха стараются перекричать друг друга, толкаются, не могут уступить, т.к. каждый хочет быть лидером. Во время бесед выяснилось, что «подготовишки» под добротой понимают лишь умение поделиться с другими чем-то: сладостями, игрушками, вещами, что-то отдать, выполнить просьбу.
Анализируя все эти факты, и, учитывая то, что сейчас всё чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников старых добрых фильмов для детей, о выпуске новых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи для детей, да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность стали звучать всё чаще и чаще, я пришла к выводу, что в течение первого класса всю воспитательную работу направлю на воспитание доброты и составлю программу на первый год обучения.
Я определила основные направления, по которым хочу развивать детские души, и наметила задачи для дальнейшей работы с первоклассниками.
Воспитанию доброго отношения к окружающим послужат специально организованные занятия (праздники, беседы, чтение книг, просмотры фильмов с последующим обсуждением, разучивание стихотворений и песен с добрым началом, проведение тестов на самооценку и т.п.).
Каждое такое занятие будет подводить школьников к необходимым знаниям о гуманизме (и доброте, как одном из его проявлений), о культуре поведения и общения. Знания, приобретенные учениками в процессе воспитательных занятий, смогут превратиться в убеждения, они будут подтверждаться, и подкрепляться наглядными примерами, в первую очередь примерами из опыта самих школьников, из повседневной жизни.
Реализация программы «Воспитание доброты» будет осуществляться в виде путешествия по станциям на уроках, на классных часах, во внеклассной деятельности и в ежедневной жизни детского коллектива.
Программа краткосрочная, рассчитана на один год.
2. Цель
Способствовать созданию в классном коллективе атмосферы сотрудничества, поддержки и условий для раскрытия творческой индивидуальности личности младшего школьника.
3. Задачи:
- помочь детям понять, что доброта – сложное чувство;
- формировать умение войти в положение другого человека, сопереживать вместе с ним;
- способствовать формированию умения действовать сообща, поддерживать друг друга.
Основные направления программы.
- «Вместе весело шагать …» – 8 часов
- «Мы хотим, чтоб птицы пели…» – 8 часов
- «Край родной навек любимый …» – 8 часов
- «Если хочешь быть здоров …» – 9 часов
4. Участники программы:
– учащиеся 1 класса
– психолог
– педагоги
– родители
– администрация
5. Формы проведения:
– практические занятия
– беседы
– ролевые игры
– викторины
– конкурсы
– экскурсии
– праздники
– соревнования
– анкетирование
6. Этапы реализации программы
Этапы |
Дата |
Содержание |
Ответственные |
Подготовительный | Февраль – сентябрь | Диагностика изучения характера детей. Анкетирование родителей. |
Классный руководитель, школьный психолог |
Основной | Сентябрь – май | Реализация программы | Классный руководитель, родители |
Итоговый | Май | Подведение итогов | Классный руководитель |
7. Ожидаемые результаты
- приобретение детьми положительного опыта общения с одноклассниками и взрослыми;
- стремление детей укреплять свое здоровье;
- приобретение детьми уверенности в собственной значимости.
8. Содержание программы
1.«Вместе весело шагать...»
Цели и направления работы.
- Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
- Учиться взаимопониманию с одноклассниками.
- Беседа. Конкурс рисунков. Моя любимая мамочка.
- Встреча с родителями. Где работают мои родители.
- Беседа. Мои бабушка и дедушка.
- Рассказы детей. Как образовалась моя семья.
- Рассказы детей. Почему меня так назвали.
- Практическое занятие. Мои ручки – не белоручки.
- Беседа. Человек без друзей – что дерево без корней.
- Ролевая игра. У меня зазвонил телефон.
- Подведение итогов. Праздник «Не зависит доброта от роста».
- Анкетирование «Социальный паспорт семьи».
2.«Мы хотим, чтоб птицы пели…».
Цели и направления работы.
Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде: умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Охрана природной среды от загрязнения, разрушения. Место «Я» и «Мы» в реализации этой задачи.
- Беседа. Не ломайте веточку.
- Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
- Наблюдение за птичьими столовыми.
- Конкурс загадок. Вопросы деда Всеведа.
- Викторина о растениях и животных леса. В гостях у Старичка-Лесовичка.
- Конкурс. Лепка снеговиков.
- Конкурс поделок. Чудеса из лесных материалов.
- Экскурсия. В лес за здоровьем.
- Анкетирование «Природа и мы» .
3. «Край родной навек любимый …»
Цели и направления работы.
Расширить представления детей о нашем
городе, о Республике Татарстан. Ознакомить с
профессиями людей, обеспечивающими
функционирование городских систем.
Учить быть приветливыми горожанами.
Участвовать в благоустройстве города.
- Экскурсия по микрорайону.
- Экскурсия в городской парк.
- Экскурсия в почтовое отделение.
- Экскурсия в отделение милиции.
- Игра по ПДД. Три чудесных цвета.
- Беседа. Изучаем названия улиц (проспект Химиков, ул. Б.Урманче, ул. Корабельная).
- Посещение станции скорой помощи. В гостях у Айболита.
- Экологический практикум. Зеленый двор.
- Анкетирование «Это должен знать каждый».
4. «Если хочешь быть здоров …»
Цели и направления.
Воспитывать в детях потребность в здоровом
образе жизни.
Учить соблюдать гигиенические нормы и культуру
быта.
- Беседа. Твой режим дня.
- Спортивные соревнования. День здоровья.
- Конкурс красоты (Осанка, походка, внешний вид).
- Спортивные соревнования. Шустрики и мямлики.
- Внеклассное мероприятие. Веселые приключения зубной щеточки.
- Лыжные прогулки. Стартуют все!
- Чтение книги. Ошибки Федоры Егоровны.
- Практическое занятие. В гостях у Мойдодыра.
- Дискуссия о вреде курения. «Как медведь трубку нашел» С. Михалков.
- Анкетирование «Если хочешь быть здоров».
9. Календарный план реализации программы
Основные направления работы |
Дата проведения |
|||||
Сентябрь |
||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||
1. «Вместе весело шагать…» | Беседа. Рассказы детей. Почему меня так назвали. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Конкурс поделок. Чудеса из природного материала |
|||||
3. «Край родной навек любимый …» | Экскурсия по микрорайону | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Беседа. Твой режим дня |
|||||
Октябрь |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Конкурс рисунков. Моя любимая мамочка. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Конкурс загадок. Вопросы деда Всеведа. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Экскурсия в городской парк. | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Спортивные соревнования. День здоровья.
|
|
||||
Ноябрь |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Практическое занятие. Мои ручки – не белоручки. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Викторина о растениях и животных леса. В гостях у Старичка-Лесовичка. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Экскурсия в почтовое отделение | |||||
4. «Если хочешь быть здоров» | Дискуссия о вреде курения. «Как медведь трубку нашел» С. Михалков. | |||||
Декабрь |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Беседа. Как образовалась моя семья. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек для птиц. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Экскурсия в отделение милиции. | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Внеклассное мероприятие. Веселое приключение зубной щеточки. | |||||
Январь |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Ролевая игра. У меня зазвонил телефон. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Наблюдение за птичьими столовыми. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Беседа. Изучаем названия улиц (ул. Б.Урманче, ул. Химиков, ул. Корабельная) | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Прогулка в лес на лыжах. Стартуем все! | |||||
Февраль |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Беседа. Где работают мои родители. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Конкурс. Лепим снеговиков. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Игра по ПДД. Три чудесных цвета. | |||||
Март |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Беседа. Человек без друзей, что дерево без корней. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Конкурс стихов «Весна, весна на улице…» | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Экскурсия. В гостях у Айболита. | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Конкурс красоты. А ну-ка, девочки! | |||||
Апрель |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Инсценирование. Дорогое слово. | |||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Беседа. Не ломайте веточку. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Беседа. Правила безопасности на воде. | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Чтение книги. Ошибки Федоры Егоровны.
|
|||||
Май |
||||||
1. «Вместе весело шагать…» | Беседа. Мои бабушка и дедушка. | Подведение итогов. Мониторинг Праздник «Не зависит доброта от роста». |
||||
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Экскурсия в лес за здоровьем. | |||||
3. «Край родной навек любимый …» | Экологический практикум. Зеленый двор. | |||||
4. «Если хочешь быть здоров …» | Практическое занятие. В гостях у Мойдодыра. |
10. Литература
- О.С.Богданова, В.И.Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах». М., 1975г.
- Журнал «Начальная школа», № 5 2008г.
- Казыханов В. Уроки нравственности. Наб. Челны, 2001г.
- Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М., 1988г.
- Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск, 1996г.
- Лихачев Д.С. Письма о добром. С-Пб., 2006г.
- «Азбука нравственного воспитания». М. Просвещение, 1997г.