Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают особое место в педагогике. Цель ознакомления с художественной литературой, по определению С.Я.Маршака, – формирование будущего большого “талантливого читателя”, культурно-образованного человека.
За время моей работы в детском саду я убедилась, что за последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге.
К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевидение. Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей.
Именно поэтому одним из основных направлений моей педагогической деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры. Главная цель – формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.
Первым этапом моей работы было ознакомление дошкольников с книгой в группе. Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
Образовательные: учить детей различать жанры литературных произведений, знакомить с творчеством русских и зарубежных писателей.
Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, поэзии, научить бережно обращаться с книгой.
При планировании по данной методической теме и реализации поставленных мною задач определились следующие трудности:
- Недостаточный уровень знаний детей.
- Низкая активность воспитанников и их родителей.
- Недостаточное оснащение группы пособиями и материалами.
Поэтому я наметила пути преодоления этих трудностей:
- Провела диагностику с детьми.
- Организовала родительское собрание с проведением анкетирования “Читаем дома”, провела консультацию по приобщению к книге.
- Оформила предметно-развивающую среду в соответствии с поставленными задачами.
- Провела цикл познавательных занятий (“Литературный калейдоскоп”, “Как рождается книга”).
- Оформила красочный сборник для детей, родителей и воспитателей “Литературная копилка”.
Работу с детьми построила с учетом современных подходов к организации деятельности дошкольников:
- Выполнение творческих заданий.
- Изготовление схем и игр в работе с книгой.
- Составление кроссвордов и ребусов.
- Изготовление рукописных книг.
- Оформление тематических выставок и выставок рисунков.
- Игры в рифмы.
- Выпуск газеты “Мы читаем, не скучаем”.
Итогом моей работы в группе стало совместное участие детей и родителей в конкурсе рукописной книги по учреждению и городу.
В 2010 году на базе ИМЦ г.Гаджиево была создана творческая группа “Ребенок и книга”, в которую вошли инициативные и заинтересованные педагоги города, в том числе и я. Это стало вторым этапом моей работы. Цель творческого объединения – воспитание у дошкольников потребности общения с книгой и посещение библиотеки, формирование культуры чтения, организация досуга в литературном пространстве. За небольшой период своего существования творческой группой были реализованы поставленные задачи, проведены различные мероприятия.
Одним из ведущих проектов является открытие мини-библиотек в детских садах г.Гаджиево.
Являясь руководителем творческой группы в своем детском саду, я организовала открытие мини-библиотеки “Читалочка”. Ему предшествовала акция “Подари книгу детскому саду”. Родители и дети приняли активное участие в создании библиотечного фонда, оборудовании помещения под библиотеку. Польза от этого проекта велика вдвойне. Не только воспитанники, но и родители, педагоги имеют возможность пользоваться книжным фондом детского сада, где они найдут различные пособия с рекомендациями по обучению и воспитанию детей.
Библиотека “Читалочка” работает каждую пятницу с 17.00 до 19.00 часов. Творческой группой было разработано Положение о библиотеке ДОУ, составлен план работы, оформлены информационные стенды. На базе библиотеки проводятся занятия, выставки рисунков, консультации для родителей.
Таким образом, третьим этапом моей работы стало открытие библиотеки в детском саду. В своей работе руководствовалась принципом дидактики: “от простого к сложному” и использовала наглядные словесные и практические методы обучения.
Подводя итог, хочется отметить повышение интереса воспитанников и их родителей к библиотеке, книге. Подтверждением этого является массовое участие в совместном с библиотекой “Малышок” мероприятии, посвященному Дню пожилого человека.
Используемая литература
- Гурович Л.М. и др. “Ребенок и книга”. СПб., изд. “Детство-Пресс”, 1999 г.
- Коган М.С., “Сказочная игротека”. Сибирское университетское издательство, 2009 г.
- Смирнова О.Д. “Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность”. МОИПКРОиК, Кафедра дошкольного образования, Мурманск, 2007 г.