Представляю фрагмент урока в 10 классе по теме "Нуклеиновые кислоты", этап изучения новой темы. Поскольку с нуклеиновыми кислотами учащиеся уже знакомы с курса 9 класса, нет надобности объяснять строение и роль данных веществ по отдельности. Предлагаю провести обобщение знаний учащихся по теме и дать возможность учащимся в ходе демонстрационной беседы самим составить характеристику ДНК и РНК в плане сравнения. Роль учителя: направлять учащихся в нужном русле и подвести к самостоятельным выводам.
№ и название слайда | Вопросы учителя | Ожидаемые действия учащихся |
Нуклеиновые кислоты | Объяснение происхождения названия
кислот. Сколько нуклеиновых кислот известно в природе? |
Включаются в беседу 2, называют и расшифровывают |
Нахождение в клетке | Какие органоиды и части клетки
появляются на слайде? Как вы думаете, в каких из представленных органоидов содержится ДНК, а каких РНК? |
учащиеся узнают ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы и цитоплазму; |
Состав нуклеотида | Нуклеиновые кислоты состоят из нуклеотидов. По схеме дайте определение, что такое нуклеотид? | предлагают свои определения нуклеотидов |
Виды нуклеотидов | Рассмотрите таблицу, сделайте выводы о
видах нуклеотидов. В чем отличие нуклеотидов ДНК от РНК? |
Учащиеся замечают, что нуклеотиды отличаются по составу азотистых оснований и углевода называют азотистые основания и углевод |
структура ДНК | Из скольких нитей состоит молекула ДНК? Есть ли закономерность в соединении нитей? |
нити 2, соединены при помощи пары азотистых оснований А-Т и Г-Ц |
модель ДНК | Назовите представленную модель | двойная спираль |
структура РНК | Цепочку какой нуклеиновой кислоты вы
видите на слайде? А сейчас (при нажатии клавиши мыши произойдет замена азотистого основания Т на У)? Сколько нитей в РНК? Сколько видов РНК известно в клетке? |
объясняют названия |
Роль нуклеиновых кислот | Какова роль ДНК и РНК в жизни клетки? | предположения учащихся |
Задание | По каким признакам можно сравнить ДНК и РНК? Какую сравнительную таблицу вы бы составили? (посмотреть у нескольких учащихся, обсудить, выбрать удачную, начертить в тетради) | ответы учащихся предлагают варианты |
Сравнение ДНК И РНК | По предложенным критериям составьте таблицу | заполняют таблицу |