Тип урока: усвоение нового материала.
Цели урока:
- Обучающие: формировать знания детей о Родине, России, её символах;
- Развивающие: способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, умение рассуждать и высказывать свои мысли на заданную тему.
- Воспитывающие: прививать любовь к русской поэзии, воспитывать любовь к Родине, её истории.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Подведение к теме урока.
Урок начинается с песни "С чего начинается Родина?"
(муз. В.Баснера, сл. М. Матусовского).
После прослушивания песни, дети показывают рисунки, которые рисовали дома.
-Почему этот "кусочек" Родины вы изобразили?
Я тоже нарисовала рисунок. Но вам надо догадаться, что я нарисовала.
Задание "Доскажи словечко"
Она весну встречает
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице в полоску.
Что узнаёшь? (Берёзку)
Показываю рисунок берёзы.
Русская берёзка - символ нашей Родины. Берёзку милую, родную - русские люди издавна считают символом (знаком) России.
Многие русские писатели и поэты воспевали в своих произведениях берёзку.
3. Упражнение в дикции.
Но прежде, чем мы приступим к чтению, выполним упражнение на дикцию, т.е. потренируемся в скороговорке.
На берёзе щебечут стрижи,
чечётки, щеглы и чижи.
- а) читаем хором по слогам;
- б) хором в нормальном темпе;
- в) быстрее;
- г) произносит ученик.
Чтение отрывков из стихотворений о берёзе.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
П.Балацкий.
Хороша ты любою порою.
И не даром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
На поляне, на пригорке,
Подокном, среди полей
Белокорая берёзка -
Символ Родины моей.
М.Ероха.
Молодые берёзки - стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу , напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.
4. Работа по теме урока.
а) Кто нашёл дома пословицы о Родине? (Ответы детей).
А теперь задание. По схеме подобрать нужное слово в пословицы.
(Отчизне, Родина, Москве)
Как понимаете эти пословицы?
Почему я вспомнила именно этот город? (Столица нашей Родины).
Как называется наша Родина? (Россия).
Прочитаем на доске слова, которые относятся к этой теме.
- государство (страна)
- флаг (стяг)
- гимн (торжественная песня страны)
- герб (знак, обозначающий страну)
- президент ( руководитель страны)
Кто президент нашей страны? (показываю фотографию)
б) Возвращаясь к нашим пословицам, почему они написаны на карточках белого, голубого и красного цветов? (Цвета российского флага)
Восстановим последовательность цветов флага.
Кто первым ввел флаг? (Пётр I)
Флаг менялся, но в 1991 году опять принят в России:
- 1 белый (сверху) - обозначает мир, чистоту, правду.
- 2 синий (середина) - обозначает небо, верность, веру.
- 3 красный (внизу) - обозначает смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Показываю флаг России.
в) Чтение текста в учебнике "Наше Отечество" на с. 213 в "Русской азбуке".
Беседа по тексту.
Почему Россию зовём Отечеством?
Почему зовём Родиной?
Почему зовём матерью?
5. Итог урока.
О чём шла речь на уроке? Поделитесь своими чувствами о сегодняшнем уроке со своими родными. Успехов вам! Спасибо за работу на уроке.