Участники проекта.
Общеобразовательные школы Комсомольского района Чувашской Республики.
Обоснование актуальности творческой методической разработки «Турнир смекалистов»:
Сегодня в Российской науке сложилась ситуация, когда престиж естественнонаучных профессий падает и существует реальная угроза потери достигнутых успехов. В этом виновата с одной стороны то, что в системе школьного образования сокращена время на изучение таких областей, как «Естествознание» и «Технология», где закладываются основы знаний необходимых для получения естественнонаучных профессий. Непростая ситуация в системе дополнительного образования, когда оказались утеряны лучшие традиции кружковой работы, особенно в сельской местности, тоже показала свое негативное действие.
Цели и задачи «Турнира смекалистов»:
- Повышение интереса учащихся к физико-техническим знаниям, к людям, вписавшим в нее особые страницы своим научным подвигом и целеустремленной деятельностью;
- поиск и поддержка талантливых исследователей, способных к научно-исследовательской деятельности;
- развитие у учащихся устойчивого интереса и навыков организации научно-исследовательской деятельности с целью использование полученных знаний на практике;
- совершенствование качества досуга школьников.
Краткая аннотация методической разработки:
Известно много видов физико-технических соревнований, которые используются в школах района для поддержания и развития интереса, учащихся к изучению физики. Идея проведения соревнований в форме «Турнира смекалистых» для учащихся 9-11 классов возникла в процессе обсуждения итогов олимпиад по физике, политтехнологии, ЕГЭ по физике, конкурсов по физико-технологическим направлениям. Сразу было решено, что турнир смекалистых будет производиться как соревнование, и станет лично – командной, чтобы дать возможность школьникам проявить себе как в индивидуальной, так и в коллективной учебной деятельности.
Программа включает в себе:
- Подготовительный этап: разработка пакета документов, положение об турнире смекалистых подбор заданий для конкурсов, подготовка призов и дипломов.
- Предварительный этап: подготовка команд непосредственно в школах, проведение школьного тура «Турнира смекалистых».
- Основной этап: проведение кустовых туров «Турнира смекалистых».
- Завершающий этап: проведение районного тура «Турнира смекалистых».
Содержание работы, этапы реализации.
Турнир смекалистых - это лично-командное соревнование, где школьники могут проявить себе как в индивидуальной, так и в коллективной учебной деятельности. В соревновании участвуют учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ района. В каждой команде по 7 учащихся (один из которых является капитаном команды). Еще одна отличительная черта турнира смекалистых – подведение итогов и награждение призеров в день проведение соревнование, что особенно важно в любой работе со школьниками. Награждаются все, без исключение, участников, хотя бы «утешительными призами». Задания, предлагаемые школьникам, в основном взяты из различной литературы, но есть и задачи , придуманные специально для турнира смекалистых.
Примерная схема проведение турнира смекалистых выглядит следующим образом:
- Подбор команды, выбор капитана.
- Конкурс «Perpetuum mobile» защита и критика одного из проектов вечного двигателя.
- Конкурс «Нешкольные задачи по физике».
- Конкурс «Творческие экспериментальные задания по физике».
- Подведение итогов.
Прорграмма проведения «Турнира смекалистых».
1 Этап – подготовительный
Разработка проекта. «Турнир смекалистых», подготовка заданий – ноябрь 2011г. Петров В.Н., Петров Г.Н.
2 этап – предварительный этап.
Подготовка команд, проведение школьного тура «Турнира смекалистых» - декабрь 2011г. – учителя физики КСШ №1, КСШ №2 и других школ района.
3 этап – основной этап.
Проведение кустовых туров «Турнира смекалистых» - команд школ МОУ «КСШ №1» и МОУ «КСШ №2» - январь 2012г. – учителя физики КСШ №1, КСШ №2.
Ожидаемые результаты «Турнир смекалистых».
- Дальнейшее развитие интереса учащихся к физико-техническим знаниям.
- Поддержка и помощь талантливым учащимся, способных к научно-исследовательской деятельности.
- Развитие творческих потенциала и повышение профессиональной квалификации учителей физики района, распространение опыта работы учителей с талантливой молодежью.
Материалы для конкурсов.
Конкурс «Perpetuummobile»
Разработать проект «вечного двигателя».
Объяснить на каких явлениях природы он работает. Можно использовать имеющие проекты «вечных двигателей». Нарисовать рисунок своего «вечного двигателя».
Доказать, опираясь на законы природы неработоспособность «вечного двигателя» разработанного другой командой.
Конкурс «Нешкольные задачи по физике».
1 вариант.
- Исследуя свои собственные скелеты с помощью рентгеновских лучей, ученые долго смеялись и показывали друг на друга пальцами. Какая наука помогла ученым открыть, изучить и использовать явления природы, доставившее им столько радости? Назовите имя и фамилию ученого открывшего эти лучи.
Ответ: Ясное дело – физика. Кондрат Рентген. - Коля и Толя осенью были в саду. Коля собирал упавшие яблоки и окупал в ведро с водой, потом старательно измерял глубину погружения каждого яблока. Толя стоял рядышком и смотрел, как яблоки плавают в ведре. Чем отличатся Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?
Ответ: Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты. - В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
Ответ: В простуженных. У простуженных высокая температура. - Массы голубого большого воздушного шарика и мелкого гвоздика, который мечтает этот шарик когда-нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик?
Ответ: Ничем не отличаются, массы у них одинаковы. Значит, одинаковы и действующие на обеих силы тяжести. - Что мешает четырехлетней Маше круглый год кататься на санках с горки?
Ответ: Сила трения скольжения, которая к лету очень усиливается. - Великовозрастный Вася, масса которого 50 кг, сидит на шее у своей престарелой бабушки. Вычислите силу тяжести и вес Васи и объясните, к чему приложены эти вес и сила тяжести. Ответ: Вес и сила тяжести одинаковы, около 600Н. Приложены по разному, сила тяжести – к самому Васе, а его вес – к горизонтальной опоре, то есть к бабушкиной шее.
2 вариант.
- Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик, стоя осенью под яблоней, быстрей догадается, почему его так часто стукает по голове? Назовите имя и фамилию ученого, кому по легенде, отдых под яблоней помог открыть один из законов природы.
Ответ: конечно, физик! Исаак Ньютон. - Чем, красивыми словами, громким криком, страшными клятвами, угрозами, кулаками, холодным оружием или чем-то другим – можно убедить ученого с мировым именем Иннокентия в достоверности, выдвинутой гипотезы?
Ответ: Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего ученого не прошибешь. - Если температура утюга тем выше, чем больше скорость его молекул, то почему он не нагревается, когда, держась за провод, крутим его над головой или когда летим с ним в самолете? Ведь молекулы утюга вместе с самолетом мчатся очень быстро.
Ответ: Температура утюга тогда высокая, когда высока скорость его молекул относительно друг дружки. - Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то неведомые явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался, дергал назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: Явление инерции, нет. - Что за силы удерживают в земле так и не пустивший корни старый телеграфный столб?
Ответ: Силы трения покоя - Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие графы были бы в этих удостоверениях личности сил?
Ответ: модуль, направление. Точка приложения, происхождение (например: гравитационные или электрические).
Конкурс «Творческие экспериментальные задания по физике».
Определите площадь поверхности демонстрационного стола в кабинете физики .
Оборудование: секундомер, нитки, кусочек мела и доска (которая висит в классе).
1 вариант.
- Опишите, какие электрические явления вызывает земное магнитное поле при течении воды в реках, когда вода имеет электрическую проводимость.
- Рассчитайте расстояние между уровням поверхностей ученических столов в школьных кабинетах, находящихся на первом и втором этапах школы.
Оборудование: барометр.
П вариант.
- Спутник движется в земном магнитном поле, какие электромагнитные явления могут при этом происходить? Опишите эти явления, считая магнитное поле вокруг земли таким, как у равномерно намагниченного шара.
- Определите массу воздуха в кабинете физики.
Оборудование: линейка, учебник «Физика-7».
Литература.
- Я.И.Перельман. Занимательная физика. Ч.1.П. М.,Просвещение.
- Г.Остер. Нешкольные задачи по физике. М.,ООО» Издательство АСТ», 2000
- Понимаете ли вы физику? М. Издательство «Знание» , 1998