Цели:
- Образовательные:
- дать понятие о новом классе неорганических соединений – солях, как продуктах взаимодействия оксидов, оснований и кислот между собой;
- продолжить развитие практических навыков и умений составлять формулы и названия веществ;
- Развивающие: развитие и совершенствование учебно-организационных, учебно - интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений и навыков;
- Воспитательные:
- формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде;
- бережного отношения к здоровью, как ценности для человека.
Оборудование: коллекции «Минералы», «Соли», натуральный объект - коралл, презентация «Соли в природе и их значение», мультимедиа уроки Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – Химия 8-9 классы, индивидуальные листы с алгоритмом составления формул и названий солей, учебник «Химия» 8 класс О.С. Габриелян.
Ход урока
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
1. Создание проблемной ситуации.
Для этого использую проблемно - поисковую беседу, которая побуждает обучающихся к высказыванию своей точки зрения.
Задание для всего класса:
Из предложенных на доске формул СаО, Са(ОН)2, Н2SO4, СаSO4 определить:
- а) к какому классу неорганических соединений относится каждое вещество;
- б) дать определение этих классов.
Формула последнего вещества вызывает затруднение. Чтобы определить принадлежность этого вещества к какому-либо классу, определяем его состав.
Вопрос к классу:
Какие вещества называются солями? Попробуйте дать определение исходя из состава предыдущего вещества.
2. Определение темы и целей урока обучающимися.
3. Загадка (гипотеза):
«У кислот и оснований - сто веков войны,
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет никогда:
В результате всех реакций – нота да вода»
(соль)
Ответы подтверждаются уравнением реакции:
Са(ОН)2 + Н2SO4 = СаSO4 + H2O
Учащиеся делают выводы, что для образования солей необходимы реакции между основаниями, основными оксидами, кислотами и кислотными оксидами.
4. Знакомство с алгоритмом составления формул и названия солей (раздается каждому обучающемуся – приложение 1).
5. Составление формул солей
Объясняю составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция.
6. Индивидуальная работа:
- а) Используя алгоритм, обучающиеся самостоятельно выполняют задание №1 стр. 113 учебника (взаимопроверка и контроль учителя);
- б) Работа с компьютером (выполняют задания тренажера – электронные уроки Кирилла и Мефодия, урок №11). Самоконтроль.
7. Демонстрация презентации «Соли в природе и их значение».
По ходу презентации обучающиеся знакомятся с коллекциями «Соли», «Минералы» и натуральным кораллом.
8. Итоги урока - составление синквэйна
(презентация кадр 15).
Домашнее задание: §21, задания 2,3.