В школе на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает, рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается "зеркальное" письмо; ребёнок не различает "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Мною был организован кружок "Самоделкин" цель которого: развитие мелкой моторики рук с помощью оригами, плетение, изонить и вязание крючком. Кружок могут посещать дети в возрасте от 4 до 7 лет. Длительность одного занятия до 30 минут, 2 раза в месяц. В процессе этих занятий у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие речи.
В условиях детского сада этому способствует ручной труд: вязания, вышивание, вырезывание, работа с бумагой, но одного этого недостаточно. Что же помогает подготовить руку к письму и одновременно решать вопросы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практически на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Kpоме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Именно эти вопросы помогут решить бумагопластика и оригами - одни из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Ребёнку дают возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, деревья, животных и т.д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. При выборе данного направления работы мы исходили из социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей и реальных возможностей и условий дошкольного учреждения. Программа дocтупнa, как для начинающего педагога, так и будет интересна для педагога с опытом.
В работе с детьми ставим цели: развивать личность ребёнка, побуждать к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. В работе с родителями вырабатываем единые подходы к развитию творчества детей, к его оценке, формируем отношение к ребёнку, как развивающейся личности. Во время бесед с родителями, анкетировании, организации творческой совместной деятельности в семье показало, что
Главной целью моего кружка является развитие творческой активности детей в процессе изготовления поделок из бумаге, ниток, шерсти.
Задачи:
1. Приучать детей использовать в самостоятельной деятельности навыки работы приобретенные на занятиях с картоном.
2. Приобщать детей к прекрасному, умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции.
3. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
4. Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, создавать объёмные игрушки в техники оригами.
5. Систематизировать знания по плетению, учить создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек.
6. Учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, расширять знания о швейных принадлежностях, измерять длину нитки, делать стежок.
7. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью и вязанию крючком.
8. Учить детей правильно держать крючок, брать нить в левую руку, перекладывать через указательный палец и прижать конец нити средним пальцем, набирать воздушные петли, столбик, завязывать узелок в конце работы.
9. Способствовать пониманию художественной и практической значимости изделий, созданных своими руками.
Оборудование: клей, ножницы, листы белой бумаги, игла, линейка, крючок, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, циркуль, цветные нити: шерстяные, муляные, швейные, ирис.
Для эффективного развития творческой деятельности детей созданы все необходимые условия для кружка. Занятия проходят в уголке труда или за обычными столами для занятий; подобраны все необходимые материалы и инструменты; подобран литературный материал (стихи, загадки); изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки. Программа включает 4 раздела.
Реализация программы рассчитана на три года:
- Первый год - оригами и плетение.
- Второй год - ниткография.
- Третий год - рукоделие.
Оригами - искусство сложения бумаги в разных направлениях. Изготовление поделок из бумаги приёмами её многократного складывания и сгибания увлекательное и полезное занятие.
Плетение - один из интересных видов работы переплетать полости бумаги, ниток, веревок. В процессе такого плетения дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и ритм движения пальцев.
Ниткография - изображение нитью или изонить. Дети учатся рисовать нитью, знакомятся с основными геометрическими понятиями: учатся ориентироваться на листе бумаги, работают с чертежом, учатся прекрасно владеть иглой.
Изонить - расширяет представление об окружающем мире, учит видеть конструктивные части, сохраняет целостность восприятия при создании геометрического узора.
Рукоделие - вязание крючком - набор и провязывание петель. При овладении приёмами вязания дети развивают образное и пространственное мышление, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.
№ | Тема | Кол-во | Длительность | Сроки | |
Оригами и плетения | |||||
1 | Праздник пальчиков | 1 | 20 мин | Сентябрь | |
2 | В бумажном королевстве государстве | 1 | 20 мин | Сентябрь | |
3 | Деревья | 1 | 20 мин | Октябрь | |
4 | Голубь | 1 | 20 мин | Октябрь | |
5 | Лисичка и зайчик | 1 | 20 мин | Ноябрь | |
6 | Беседа "история плетения" | 1 | 20 мин | Ноябрь | |
7 | Закладка для книг(прямо и наклонно) | 1 | 20 мин | Декабрь | |
8 | Добрый Дед Мороз деткам ёлочку принес | 1 | 25 мин | Декабрь | |
9 | Снежинки | 1 | 20 мин | Январь | |
10 | Ёлочка | 1 | 20 мин | Январь | |
11 | Необычное путешествие | 1 | 20 мин | Февраль | |
12 | Домики | 1 | 20 мин | Февраль | |
13 | Клубника | 1 | 20 мин | Март | |
14 | Кошка с котятами | 1 | 20 мин | Март | |
15 | Ярко светит солнышко | 1 | 20 мин | Апрель | |
16 | Лодочка | 1 | 20 мин | Апрель | |
17 | Собака со щенятами | 1 | 20 мин | Май | |
18 | На лесной поляне | 1 | 20 мин | Май | |
Изонить | |||||
1 | В гостях у принцессы Иголочки | 1 | 20 мин | Сентябрь | |
2 | Уроки Иголочки | 1 | 20 мин | Сентябрь | |
3 | Как работать безопасно | 1 | 20 мин | Октябрь | |
4 | Нарисуем нитью угол | 1 | 25 мин | Октябрь | |
5 | Ёлочка | 1 | 25 мин | Ноябрь | |
6 | Паутинка | 1 | 25 мин | Ноябрь | |
7 | Звёздочка | 1 | 25 мин | Декабрь | |
8 | Нарисуем нитью окружность | 1 | 25 мин | Декабрь | |
9 | Солнышко | 1 | 25 мин | Январь | |
10 | Снеговик | 1 | 25 мин | Январь | |
11 | Рыбка в море | 1 | 25-30 мин | Февраль | |
12 | Цветы | 1 | 25-30 мин | Февраль | |
13 | Ваза с цветами (композиция) | 1 | 25-30 мин | Март | |
14 | Аквариум (композиция) | 1 | 25-30 мин | Апрель | |
15 | Радуга (композиция) | 1 | 25-30 мин | Май | |
Вязание крючком | |||||
1 | Кто придумал вязание | 1 | 20 мин | Сентябрь | |
2 | Сказка о стране Вязания | 1 | 20 мин | Сентябрь | |
3 | Нитка и крючок | 1 | 20 мин | Октябрь | |
4 | Цепочка | 1 | 20-25 мин | Октябрь | |
5 | Разноцветные мячи | 1 | 20-25 мин | Ноябрь | |
6 | Детская сумочка | 1 | 25-30 мин | Ноябрь | |
7 | Рамка для картины | 1 | 30 мин | Декабрь | |
8 | Снежинка | 1 | 30 мин | Декабрь | |
9 | Снежные сугробы | 1 | 30 мин | Январь | |
10 | Знакомство со столбиком | 1 | 30 мин | Январь | |
11 | Шарфик для Маши | 1 | 30мин | Февраль | |
12 | Коврик | 1 | 30 мин | Февраль | |
13 | Мимоза для мамы | 1 | 30 мин | Март | |
14 | Столбик с накидом | 2 | 30 мин | Апрель | |
15 | Салфетка | 2 | 30 мин | Май |