Цели и задачи урока:
- Сформировать у учащихся представления о историко-культурных районах, познакомить с принципами выделения этих районов мира, их границ.
- Продолжать формировать умение выявлять основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары.
- Продолжить развивать умение работать с географическими катами и дополнительной информацией.
- Развивать умение выделять главное, анализировать полученный материал и принимать самостоятельно решение.
- Воспитание чувства коллективизма, самообладание, сопереживание, формировать умение выслушать одноклассников и умение вести диалог.
Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, презентации.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационная часть урока. Презентация
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная рефлексия.(слайд №1)
II. Проверка домашнего задания.
- Вспомните тему нашего прошлого урока (слайд №2).
- Возьмите карточку №1 (приложение 1) и впишите пропущенные слова (слайд №3,).
III. Активизация знаний, умений.
- Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор. Каждый из вас выполнил творческую работу и подготовил отчет в виде сообщения для нашей конференции. А вот тему конференции постарайтесь определить сами по фотографиям (слайд №4).
- Какая же тема урока? ("Историко-культурные районы мира") (слайд №5).
- Наша задача в конце урока ответить на вопросы: (слад №6).
- Мы знаем, что на Земле 6 материков. Разве этого не достаточно? Зачем почти каждый материк разделили на районы?(слайд №7).
- И почему их назвали историко-культурными? (Предположения учащихся).
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло свое отражение в своеобразии культурных традиций и их народов.
- Как вы думаете, что такое историко-культурный район? (предположения учащихся).
- Историко-культурный район - это территория, культурная область, имеющая свой путь исторического развития (слайд №8).
- А чем отличается один район от другого, по каким принципам их выделяют? (предположения учащихся).
- Различия стран по истории развития, особенностям культуры, быта, традиций, деятельности
населения послужили делением территории на историко-культурные районы (слайд №9).
- Посмотрим еще раз на карту. Сколько историко-культурных районов выделяют? (слайд №10).
- Чем же отличается каждый район? Чем уникален каждый из них.
2. Знакомство с историко-культурными районами.
- Каждый из вас изучил один район и готов нам рассказать о своих открытиях. Во время рассказа одного из вас остальные члены конференции должны записать отчет о исследованиях коллеги в виде таблицы (слайд №11).
- Начнем. И первый район, с которым мы познакомимся - это Западная Европа.
Выступления учащихся, рассказ сопровождается презентацией, которую выполнили сами учащиеся.
По окончанию каждого выступления учащиеся подводят итоги совместно с учителем (слайд №12 - 22).
V. Подведение итогов.
- Сегодня наша конференция подошла к концу, на следующем уроке мы продолжим. Мы познакомились с пятью историко-культурными районами, которые расположены в Европейской, Азиатской и Африканской частях света.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были сегодня ответить? Что мы узнали? (слайд №23) (фронтальный опрос).
VI. Рефлексия.
- Вы все сегодня молодцы, отлично поработали. Сейчас возьмите карточку №2 (приложение 2) и подчеркните фразы, в каждом столбике, которые к вам подходят в данный момент (слайд №24).
VII. Домашнее задание.
Параграф 17, стр. 52-53 пересказ, подготовить доклады учащимся-выступающим на следующей конференции (слайд №25, 26).