Актуальность.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста подготовки их к обучению в школе.
Важно отметить, что задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлении психологической науки. Л.С.Выготский сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлении, сколько в уровне развития познавательных процессов. Важнейший показатель интеллектуальной готовности детей к школе – овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).
Лучшей школой интеллектуальной подготовки и развития познавательной активности старших дошкольников в детском саду служит игра. Отечественными и зарубежными учеными убедительно доказано, что именно в игре развиваются основные психические функции ребенка; формируются те новообразования, которые становятся основой его дальнейшего движения, основой формирования учебной деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре формируются социальные мотивы, символизм; игра – школа децентрации; в ней формируется произвольность; в игре закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности. Современные психолого-педагогические исследования З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой и др. доказывают, что для полноценного развития детского интеллекта, мыслительных процессов, познавательной деятельности дошкольников необходимо систематическое использование разнообразных игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируются интеллектуальные интересы, мотивы; потребности, умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях; находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует, выступает субъектом деятельности. Анализ психолого-педагогических исследовании убедительно свидетельствуют о том, что всемерное использования игры в старшем дошкольном возрасте способствует успешной интеллектуальной подготовке детей к школе, в частности овладению ими мыслительными операциями и логическими действиями.
Одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуальные игры. Они способствуют развитию у детей потребности в книге, как источнике знания. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Интеллектуальные игры, способствуют развитию познавательных психических процессов.
Учитывая большую значимость интеллектуально-досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры по типу современных телевизионных интеллектуальных передач. Интеллектуальные игры в нашем ДОУ стали очень популярны, как среди детей, так и среди родителей. В разработке сценариев игр активное участие принимают родители, дети, педагоги. Интересно и увлекательно проходят игры с приглашением детей из параллельных групп.
Таким образом, цель применения этих игр –использование потенциальных возможностей развивающих игр для качественного развития у детей старшего дошкольного возраста психических процессов (мышления, внимания, памяти, произвольности поведения), коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, познавательных способностей и формирования активной жизненной позиции.
Методика использования игры.
Интеллектуальную игру «Алфавит» можно использовать в досуговой деятельности: конкурсы «Знатоков», «Любителей природы», викторины по сказкам «Эти мудрые русские сказки», «Лес наше богатство», «Мир вещей» и др. Данную игру можно использовать на занятиях кружков, клубов по интересам (например: «Здоровячок», «Клуб любителей и сочинителей сказки» и т.д.). Возможно применение этой игры в совместной творческой деятельности детей и взрослых. Игра «Алфавит» может найти свое применение на итоговых занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, предметным миром, мир природы, в мире художественной литературы и т.д. Игра может являться диагностическим инструментарием по усвоению детьми различных разделов программы.
Технология интеллектуальной игры «Алфавит».
Предварительная работа:
- просмотр телепередачи «Алфавит»,
- знакомство с правилами игры,
- изготовление медалей, грамот участникам игры.
Материалы, оборудование:
- магнитная доска с магнитами,
- панно «Алфавит.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Е | Ж | З | И | К | Л |
М | Н | О | П | Р | С |
Т | У | Ф | Х | Ц | Ч |
Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Правила игры:
Игра проводится по типу телепередачи «Алфавит». Инициативная группа детей совместно с воспитателем продумывают тему, условия, вопросы. В игре участвуют 6-8 человек, очередность хода определяется с помощью «Ромашки». На магнитной доске вывешивается алфавит. Воспитатель задает вопрос, ребенок должен назвать вариант ответа, но с той буквы, где находится фишка. Если игрок назвал неправильный ответ – ему дается возможность ответить еще раз ( можно такой возможности не давать - переход хода) на другой вопрос этой же буквы. В случае неправильного ответа, игрок выбывает из игры. На магнитной доске воспитатель фиксирует количество правильных ответов у каждого игрока. В конце игры подчитывается количество правильных ответов и вручается грамота победителю и сертификаты всем участникам игры.
Примечание: для игры не используются буквы – й, ы, ь, ъ.
Заключение.
Интеллектуальная игра вызывает большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические данные (по методике О.Дьяченко, Л.Ясюковой, Л.Денякиной) показали прирост по показателям: развитие умения детей обобщать, сравнивать, классифицировать. Анализировались и показатели: уровень интереса к игре, степень проявления инициативы, знаний и правил игры и уровень развития игровых умений – на 18 %.
Перспективы совершенствования.
Разнообразить игру новой содержательной тематикой:
- на познание окружающего мира: «Жизнь животных», «Герои любимых произведений», «Подводный мир», «Профессии разные нужны» и др.
- на формирование лексико-грамматических форм: «Слова- действия», «Признаки предметов», «Антонимы».
Варианты интеллектуальной игры «Алфавит» на тему:
- «Российская Армия» – Приложение 1;
- «Эти мудрые сказки» – Приложение 2.