Урок физики в 6-м классе. Тема: "Глаз. Оптические приборы"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Познакомить учащихся со строением глаза как оптической системой.
  • Расширить знания о свойствах глаза, гигиене зрения, полученные на уроках биологии.
  • Познакомить с оптическими приборами.
  • Показать учащимся, каким образом исследование оптических явлений способствовало развитию представлений человека о единстве и взаимосвязях в окружающем мире.
  • Развивать интерес к предметам естественнонаучного цикла.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с отрывка из книги Жюля Верна «Таинственный остров».

Музыка

“– Но кто же зажег огонь? – спросил моряк.
– Солнце, – ответил Спилетт...
Действительно, Солнце зажгло огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.
– Значит, у вас было зажигательное стекло? – спросил инженера Герберт.
– Нет, я его изготовил.
И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.

Какой физический прибор сделал инженер? Линза.

На предыдущих уроках мы с вами вели разговор о световых явлениях и линзах. И для того, чтобы вспомнить пройденный материал, я вам предлагаю выполнить Физический диктант.

Физический диктант

1 вариант (Желтый) 2 вариант (Зеленый)
1. Какое явление показано на рисунке?
2. Как называется угол, отмеченный на представленном рисунке?
3. Как называется линза, изображенная на рисунке? (По форме)
4. К какому типу линз по оптическим свойствам относится линза, представленная на экране?
5. Отгадайте ребус

В ходе проверочной работы мы встретились с понятиями «собирающая» и «рассеивающая» линзы. В чем же особенности изображения, которое получается с помощью них?

Задание 1.

Справа от доски Слева от доски
Постройте изображение предмета с помощью собирающей линзы, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом? Постройте изображение предмета с помощью рассеивающей линзы, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом?
1 минута Самопроверка
Дайте характеристику полученного изображения
Увеличенное, перевернутое, действительное Уменьшенное, прямое, мниное

III. Изучение нового материала.

Линза. Этот предмет имеет многовековую историю, первые линзы из кусков берилла и горного хрусталя были обнаружены в процессе раскопок древних поселений доисторических людей на территории Греции, Египта, Месопотамии и Италии.

Но природа – это удивительная мастерская, в которой линзы были созданы до появления человека.

Отгадайте загадку. О каком природном оптическом приборе идет речь?

Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)

Глаз – это 90% информации об окружающем нас мире.

Зрение человека – замечательный дар природы, это необходимейший орган, позволяющий нам познать многие явления окружающего мира, и одновременно источник наслаждения красотой мира».

«Глаз – это чудо для пытливого ума», – сказал английский физик Тиндаль.

Рассмотрим строение глаза человека.

Глаз или глазное яблоко имеет почти шарообразную форму. Снаружи глаз покрыт прочной белой оболочкой – склерой, которая защищает его от повреждений. Передняя часть склеры прозрачна для света и называется роговицей. За роговицей расположена прозрачная водянистая масса, а за ней радужная оболочка. Она определяет цвет глаз. В радужной оболочке есть отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться: увеличиваться в темноте и сокращаться на свету. После зрачка свет проходит через хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело, заполняющее остальную часть глаза. Задняя стенка склеры – сетчатка – состоит из разветвлений волокон зрительного нерва, чувствительных к свету.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?

Световые лучи, попадая в глаз, преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном теле (оптической системе глаза), и на сетчатке появляется изображение. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир.

Охарактеризуйте изображение, получаемое на сетчатке глаза.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является действительным, уменьшенным и перевернутым.

Почему же мы видим предметы такими, какие они есть на самом деле? Дело в том, что в сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками и передается в мозг. Обрабатывая сигналы, мозг снова переворачивает изображение, так что мы видим правильно.

Посмотрите на слайд.

Вот так воспринимают окружающий мир люди с нормальным зрением.

Изобразим ход лучей в глазу на рисунке.

Чтобы сохранить зрение здоровым необходимо регулярно делать гимнастику для глаз. Что я вам и предлагаю сделать.

Физкульминутка для глаз.

А вот такое изображение видят те, у кого имеются недостатки зрения.

Именно о них дальше и пойдет речь.

Работаем в группах. Класс пополам. 1 часть – дальнозоркость, 2 часть – близорукость.

Задание 2.

  1. Для работающих за компьютерами: Используя интерактивную анимацию, заполните пропуски в тексте. Изобразите ход световых лучей в глазу при дальнозоркости (близорукости) и после коррекции с помощью линзы.
  2. Для работающих за столом. Прочтите текст. Заполните пропуски в предложениях. Изобразите ход световых лучей в глазу при дальнозоркости (близорукости) и после коррекции с помощью линзы.

Выполнение задания

Дальнозоркость Близорукость
Недостаток зрения, при котором изображение предмета получается ЗА сетчаткой Недостаток зрения, при котором изображение предмета получается ПЕРЕД сетчаткой
Ход лучей ДО коррекции
Ход лучей ПОСЛЕ коррекции с помощью линз

Проверка с помощью анимации

Мы узнали, как устроен глаз человека, ведь долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ. Познакомимся с некоторыми из них.

Задание 3.

Используя материал учебника (стр. 116), заполните таблицу.

Изображение прибора Название прибора Основные составные части Применение
     
     
     
     

Проверка.

IV. Заключение.

В качестве домашнего задания я вам сегодня предлагаю разгадать кроссворд в рабочем листе и написать название трех приборов, составной частью которых является линза.

На основе физических законов возникла вся современная оптическая техника. Но самым ценным и главнейшим для нас является живой оптический прибор – наш орган зрения – глаз. Давайте все относиться к нашим глазам как к необыкновенному чуду, очень ранимому, но такому незаменимому в нашей жизни. Современные архитекторы многое берут из природы. И пример этому – дом – «глаз».

Я хочу поблагодарить всех участников сегодняшней встречи.

А для того, чтобы поддержать ваши глаза, я вам предлагаю есть морковь и чернику, богатые витаминами, так необходимыми для хорошего зрения. А сегодня вам в подарок небольшая пачка морковного сока и конфета со вкусом черники. Кстати, данные продукты изготовлены на Липецких заводах, ведь «Мой город – моя гордость!»

Пусть крылатая фраза из басни А.Крылова вас не будет касаться. Всего вам доброго!

Гимнастика для глаз

  • Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться напротив центра зрачка. Представьте, что тепло ваших рук сконцентрировалось в центре ладони. Направляйте это тепло в глаза в течение 1 мин.
  • Вытяните правую руку перед собой, выпрямив кисть, и зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Не поворачивая головы и сопровождая ноготь только глазами, поверните руку вправо так, чтобы она составила одну линию с правым плечом. Затем перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Выполнив это 5–10 раз, повторите то же самое с левой рукой.

Список литературы: school-collection.edu.ru

Приложение.