Цели урока:
- Познакомить учащихся со строением глаза как оптической системой.
- Расширить знания о свойствах глаза, гигиене зрения, полученные на уроках биологии.
- Познакомить с оптическими приборами.
- Показать учащимся, каким образом исследование оптических явлений способствовало развитию представлений человека о единстве и взаимосвязях в окружающем мире.
- Развивать интерес к предметам естественнонаучного цикла.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с отрывка из книги Жюля Верна «Таинственный остров».
Музыка
“– Но кто же зажег огонь? – спросил моряк.
– Солнце, – ответил Спилетт...
Действительно, Солнце зажгло огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.
– Значит, у вас было зажигательное стекло? – спросил инженера Герберт.
– Нет, я его изготовил.
И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.
Какой физический прибор сделал инженер? Линза.
На предыдущих уроках мы с вами вели разговор о световых явлениях и линзах. И для того, чтобы вспомнить пройденный материал, я вам предлагаю выполнить Физический диктант.
Физический диктант
1 вариант (Желтый) | 2 вариант (Зеленый) |
1. Какое явление показано на рисунке? | |
2. Как называется угол, отмеченный на представленном рисунке? | |
3. Как называется линза, изображенная на рисунке? (По форме) | |
4. К какому типу линз по оптическим свойствам относится линза, представленная на экране? | |
5. Отгадайте ребус | |
В ходе проверочной работы мы встретились с понятиями «собирающая» и «рассеивающая» линзы. В чем же особенности изображения, которое получается с помощью них?
Задание 1.
Справа от доски | Слева от доски |
Постройте изображение предмета с помощью собирающей линзы, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом? | Постройте изображение предмета с помощью рассеивающей линзы, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом? |
1 минута Самопроверка | |
Дайте характеристику полученного изображения | |
Увеличенное, перевернутое, действительное | Уменьшенное, прямое, мниное |
III. Изучение нового материала.
Линза. Этот предмет имеет многовековую историю, первые линзы из кусков берилла и горного хрусталя были обнаружены в процессе раскопок древних поселений доисторических людей на территории Греции, Египта, Месопотамии и Италии.
Но природа – это удивительная мастерская, в которой линзы были созданы до появления человека.
Отгадайте загадку. О каком природном оптическом приборе идет речь?
Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)
Глаз – это 90% информации об окружающем нас мире.
Зрение человека – замечательный дар природы, это необходимейший орган, позволяющий нам познать многие явления окружающего мира, и одновременно источник наслаждения красотой мира».
«Глаз – это чудо для пытливого ума», – сказал английский физик Тиндаль.
Рассмотрим строение глаза человека.
Глаз или глазное яблоко имеет почти шарообразную форму. Снаружи глаз покрыт прочной белой оболочкой – склерой, которая защищает его от повреждений. Передняя часть склеры прозрачна для света и называется роговицей. За роговицей расположена прозрачная водянистая масса, а за ней радужная оболочка. Она определяет цвет глаз. В радужной оболочке есть отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться: увеличиваться в темноте и сокращаться на свету. После зрачка свет проходит через хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело, заполняющее остальную часть глаза. Задняя стенка склеры – сетчатка – состоит из разветвлений волокон зрительного нерва, чувствительных к свету.
Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?
Световые лучи, попадая в глаз, преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном теле (оптической системе глаза), и на сетчатке появляется изображение. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир.
Охарактеризуйте изображение, получаемое на сетчатке глаза.
Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является действительным, уменьшенным и перевернутым.
Почему же мы видим предметы такими, какие они есть на самом деле? Дело в том, что в сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками и передается в мозг. Обрабатывая сигналы, мозг снова переворачивает изображение, так что мы видим правильно.
Посмотрите на слайд.
Вот так воспринимают окружающий мир люди с нормальным зрением.
Изобразим ход лучей в глазу на рисунке.
Чтобы сохранить зрение здоровым необходимо регулярно делать гимнастику для глаз. Что я вам и предлагаю сделать.
Физкульминутка для глаз.
А вот такое изображение видят те, у кого имеются недостатки зрения.
Именно о них дальше и пойдет речь.
Работаем в группах. Класс пополам. 1 часть – дальнозоркость, 2 часть – близорукость.
Задание 2.
- Для работающих за компьютерами: Используя интерактивную анимацию, заполните пропуски в тексте. Изобразите ход световых лучей в глазу при дальнозоркости (близорукости) и после коррекции с помощью линзы.
- Для работающих за столом. Прочтите текст. Заполните пропуски в предложениях. Изобразите ход световых лучей в глазу при дальнозоркости (близорукости) и после коррекции с помощью линзы.
Выполнение задания
Дальнозоркость | Близорукость |
Недостаток зрения, при котором изображение предмета получается ЗА сетчаткой | Недостаток зрения, при котором изображение предмета получается ПЕРЕД сетчаткой |
Ход лучей ДО коррекции | |
Ход лучей ПОСЛЕ коррекции с помощью линз | |
Проверка с помощью анимации
Мы узнали, как устроен глаз человека, ведь долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ. Познакомимся с некоторыми из них.
Задание 3.
Используя материал учебника (стр. 116), заполните таблицу.
Изображение прибора | Название прибора | Основные составные части | Применение |
Проверка.
IV. Заключение.
В качестве домашнего задания я вам сегодня предлагаю разгадать кроссворд в рабочем листе и написать название трех приборов, составной частью которых является линза.
На основе физических законов возникла вся современная оптическая техника. Но самым ценным и главнейшим для нас является живой оптический прибор – наш орган зрения – глаз. Давайте все относиться к нашим глазам как к необыкновенному чуду, очень ранимому, но такому незаменимому в нашей жизни. Современные архитекторы многое берут из природы. И пример этому – дом – «глаз».
Я хочу поблагодарить всех участников сегодняшней встречи.
А для того, чтобы поддержать ваши глаза, я вам предлагаю есть морковь и чернику, богатые витаминами, так необходимыми для хорошего зрения. А сегодня вам в подарок небольшая пачка морковного сока и конфета со вкусом черники. Кстати, данные продукты изготовлены на Липецких заводах, ведь «Мой город – моя гордость!»
Пусть крылатая фраза из басни А.Крылова вас не будет касаться. Всего вам доброго!
Гимнастика для глаз
- Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться напротив центра зрачка. Представьте, что тепло ваших рук сконцентрировалось в центре ладони. Направляйте это тепло в глаза в течение 1 мин.
- Вытяните правую руку перед собой, выпрямив кисть, и зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Не поворачивая головы и сопровождая ноготь только глазами, поверните руку вправо так, чтобы она составила одну линию с правым плечом. Затем перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Выполнив это 5–10 раз, повторите то же самое с левой рукой.
Список литературы: school-collection.edu.ru