Место темы урока в предметной учебной программе:
В программе "Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов" задачей трудового и эстетического воспитания выполняет подраздел "Рукоделие". При изучении его учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев, изготавливают изделия в технике лоскутной пластики. В результате чего отрабатываются навыки работы на швейной машине, овладения техникой выполнения стачных швов.
Обоснование актуальности урока:
Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.
Цвет столь сложное загадочное явление, что его изучают многие науки, причем с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика - способы измерения цвета, биология - значение цвета в жизнедеятельности животных и растений, ИЗО - жизненные переживания, чувства и представления о красоте.
Цвет надо учиться видеть! Это далеко не просто и составляет важнейшую сторону творчества ученика. Можно сказать, что для цветового построения картины главным является умение видеть цвет.
Девиз урока: "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит".
Цели и задачи урока:
- Познавательные: ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, с приемами создания орнамента из геометрических фигур; исследовательским способом сформировать навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике, расширить знания учащихся об основах цветоведения и о возможностях графического редактора Paint.
- Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение практической работы в графическом редакторе Paint; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил цветоведения; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
- Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работ, интерес к развитию народных промыслов.
Ожидаемый результат:
- ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции цветоведения, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий;
- коммуникативных - владеть навыками работы на компьютере, уметь работать в группе;
- учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;
- информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию.
Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.
Методы:
- обучения - диалогический;
- преподавания - иллюстративно-стимулирующий;
- учения - частично-поисковый, экспериментальный.
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- презентация к уроку
- компьютер;
- экран.
Для обучающихся (на каждый стол):
- таблица цветового шестисекторного круга;
- образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, грелка на чайник, панно, одеяло).
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Ориентировочно-мотивационный.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на стендах в кабинете. Среди них - салфетка, прихватка, грелка на чайник, панно, одеяло и другие работы.
Как Вы думаете, что их объединяет?
Предполагаемый ответ обучающихся: все работы выполнены из лоскутков.
Слайд № 1. Верно, тема нашего урока "Волшебные лоскутки".
Слайд № 2-3. Девиз и цели урока.
К сегодняшнему уроку было дано задание. Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. Сейчас внимательно послушайте рассказ и выполните следующие задания:
Слайд №4.
- По ходу рассказа запишите новые для вас слова.
- Ответить на вопрос: "В чем особенность появления лоскутного шитья в России?"
- Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего использовать эти изделия?
1 сообщение:
Удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутов.
Первые упоминания об этом искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных Х? в. Ткань - материал недолговременный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма обусловлены. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики - кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
2 сообщение:
Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое, не только нужное и полезное, но и красивые, завораживающие взор предметы домашнего обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение, о чем она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков ткани, ткали напольные дорожки, народ их называл "дерюжки". Настоящим произведением искусства были пестрые покрывала из обрезков ткани, их называли "ляпачихи".
Мастерицы экономно используют самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
3 сообщение:
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящной летний костюм или стеганый жилет).
Пэчворк - так по научному называется лоскутная техника - популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты: лоскутным шитьем заниматься не только домашние рукодельницы, но и профессиональные, но и профессиональные художники. Они создают панно, ковры, модели одежды.
4 сообщение:
Шитьё из лоскута называют ещё "лоскутная мозаика", - изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики - покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Любимые занятия искусных мастериц - украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.
Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Учитель
: Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся).Изучение нового материала.
Учитель: В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом.
Проводятся фестивали, конкурсы, выставки, мастер-классы.
Сегодня мы научимся создавать орнамент из геометрических фигур для лоскутных изделий с соблюдением правил цветоведения.
Какие основные свойства цвета вы знаете?
Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторое представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами гармоничных цветосочетаний.
Составлять цветовые композиции нам может графический редактор Paint.
Задание 1.
- Запустите графический редактор Paint ([Пуск - Программы - Стандартные - Paint]).
- Откройте файл Цвет.bmp (Мои
документы\6класс\Заготовки) (рисунок 1).
- С помощью меню Палитра (Палитра - Изменить палитру - Определить цвет) добавляя оттенки цвета предложенного в одной из частей квадрата закрасить оставшиеся части квадрата.
- Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.
- Завершите работу с графическим редактором.
Чтобы управлять таким количеством цветов существует целая наука. И называется она - цветоведение.
Попарное слияние основных цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые также присутствуют в световом спектре. Так, соединение красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синем - зеленый, а синего с красным - фиолетовый. Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг, как геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо уже из двенадцати цветов, полученных путем смешения соседствующих, и мы сразу видим, что это цвета радуги. В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.
Изделия из лоскутов должны быть выполнены в гармоничной цветовой гамме. Можно комбинировать лоскуты сочетая темные и светлые оттенки или соединяя цвета одной цветовой области. Можно сочетать противоположные цвета по принципу дополнения. Воздействие цветов необходимо уравновешивать - количество лоскутов одного цвета должно преобладать над количеством лоскутов дополнительного цвета.
Задание 2 "Зима_Лето" (рисунок 2).
- Запустите графический редактор Paint ([Пуск - Программы - Стандартные - Paint]).
- Откройте файл Зима_Лето.bmp (Мои
документы\6класс\Заготовки).
- Раскрасьте первый квадрат красками "Зимы".
- Раскрасьте второй квадрат красками "Лета".
- Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.
- Завершите работу с графическим редактором.
Цвета условно распределили на две группы: "тёплые" - красный, оранжевый, жёлтый - напоминают о солнце и тепле. "Холодные" - зелёный, голубой, синий и фиолетовый - напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов - чёрный, белый и серый.
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный - жёлтый - синий; зелёный - фиолетовый - оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный - оранжевый и т. д.
Посмотрите внимательно на работы, которые выполнены в лоскутной технике. Какие геометрические фигуры вы видите?
Техника лоскутного шитья включает в себя несколько её видов. К ним относятся:
- шитьё из квадратиков;
- шитьё из полосок;
- шитьё из треугольников (КУРАК).
Существует еще одна профессия - дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает эти орнаменты из различных фигур.
Сегодня на уроке мы с вами будем дизайнерами т.е. художниками-конструкторами, создавать свои элементы мозаики. Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют выкройки - шаблоны. Их выполняют из плотной бумаги или картона. Элементами мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести-восьмиугольники и т.д.
Имея перед собой лоскуты ткани можно сначала выполнить эскиз изделия, в этом нам поможет компьютерное моделирование. Графический редактор помогает учащимся выйти за рамки давно знакомых узоров мозаики, создать свой неповторимый узор. По готовому эскизу создается готовое изделие из текстиля.
Задание 3.
- Запустите графический редактор Paint ([Пуск - Программы - Стандартные - Paint]).
- Начертите квадрат.
- Разбейте квадрат на маленькие квадраты.
- Составьте рисунок в квадрате из геометрических фигур.
- Подбери цветовое решение для своего орнамента.
- Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.
- Завершите работу с графическим редактором.
- Какая основная фигура используется в вашей работе?
- Сколько шаблонов использовали для выполнения данного узора?
- Сколько фигур получилось?
- Какую геометрическую фигуру мы можем получить из квадрата? (треугольник, прямоугольник, ромб)
Контроль и рефлекия.
Учитель проводит анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.
- Показ лучших эстетических выполненных работ.
- Анализ допущенных ошибок (если они есть).
- Выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
Анализ и оценка урока.
Вопросы для закрепления нового материала:
- Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке?
- Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
- Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье?
- Какие новые термины узнали на уроке?
- Как понимаете пословицу: "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит"?
Сегодня на уроке вы научились новому ремеслу, созданию мозаики, узоров.
Домашнее задание: продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома. Подготовить материал к работе, рабочую коробку, эскиз, шаблон.
Литература и другие источники.
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская под редакцией Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
- Информатика. Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2004.
- Максимова М.А. и Кузимина М.Ю. "Лоскутики" - М.: Издательский центр "Пресс", 1998 г.
- Митителло К.М. "Золотая коллекция аппликации" - М.: Издательский центр "ЭКСВО", 2005 г.
- Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией В.Д. Симоненко. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008.