Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Меняется мир, меняются взгляды, суждения и социальные ценности общества. Поэтому воспитание детей и подростков, их нравственное становление и самоопределение реализуется в сложных социально-экономических условиях. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нами педагогами проблему детального изучения интересов и потребностей ребенка, нахождение способов реализации этих потребностей каждый учитель стремится что бы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Какую роль проектная деятельность может играть в воспитательном процессе нашей школы?
Находить идеи проектов часто помогает то, что находится рядом. Окружающая тебя красота природы на крайнем севере быстро укутывается снегом, и нехватка такой красоты побудила детей попробовать свои силы в оформлении интерьера школы. Была поставлена цель: заняться разведением комнатных растений для школы. Группа учащихся 7- х классов оценила возможности для решения проблемы. Среди основных требований по уходу и разведению цветов ученицы отметили, что они могут не только ухаживать за растениями: но и оберегать, чистить, убирать фантики и бумажки, любить школьные цветы как свои домашние.
Выяснили, что цветы могут не только радовать, но и приятно удивлять учеников и учителей. Обязательными требованиями при практических занятиях, стали такие как – соблюдение техники безопасности в работе с цветами, не переливать почву, следить за температурой.
Главная задача курса: дать детям возможность знакомства и выбора интересов в профориентационной деятельности, встрече с прекрасным, раскрытием и познанием тайн живой природы. При работе над проектом, участники проекта используют знания ботаники, экологии, технологии, а также растения играют определённую роль и в эстетическом воспитании. Замечено, что девочки, которых не интересовали цветы, стали стремится украсить свой дом, сделать его более уютным.
Проблема курса: При опросе выяснилось что - 50% детей не умеют ухаживать за растениями, но очень хотят научиться этому. На предложение заниматься растениями откликнулись все 7-е классы.
Гипотеза: Многие растения очень известны нам как комнатные, если дети будут знать что требуется и научить, при уходе за растением в полной мере использовать их красоту, то полученные знания они смогут применять и в школе, и дома, и окружающим.
Цели проекта:
- создание условий для выращивания комнатных растений;
- расширить практические умения, кругозор и знания по разведению редких растений;
- обучить детей приёмам оформления интерьера: жилья, школы, офиса.
Задачи проекта:
- обеспечить занятость учащихся;
- создать межпредметную связь;
- оформить интерьер школы с влиянием интерьера на психологическое состояние ученика и учителя;
- научить добиваться успеха в поставленной задаче;
- сформирование коммуникативных навыков, которые будут способствовать развитию и умению работать в группе;
- при пересадке растений уметь создавать и применять сложные композиции;
- вовлекать в проектную деятельность родителей учащихся-проводить выставки – ярмарки по продаже растений.
Описание проекта: достижения поставленных целей.
Наша школа органически связана с жизнью своего села, с социумом. Сегодня необходимо прийти к пониманию того, что система образования и воспитания должна быть социально ориентирована. Важно воспитать у детей трудолюбие, ответственность, коллективизм, уважение к труду: собственному и других людей, объяснить детям, что их труд социально значим, что занятия по интересам могут перерасти в их основную деятельность.
Этапы реализации данного проекта.
I этап. Планирование и формирование группы участников проекта.
II этап. Выявление проблемности, сбор учениками информации, распределение участков и нагрузки.
III этап. Деятельность каждой группы по плану
(практическая работа: №1, №2, №3, №4 - особой сложности)
IV этап. Выявление эффективности деятельности.
V этап. Подведение итогов и оценка эффективности проекта.
Рабочий план реализации проекта
| Названия мероприятия | Ответственные |
| Планирование и формирование групп. | Руководитель проекта. |
| Распределение участков и оснащение инструментами и подручным материалом. | Бригадиры групп. |
| Обучение воспитанников навыкам работы с растениями. | Руководитель проекта. |
| Анализ эффективности производимых работ/ отчёт бригадиров о выполнении заданий, что удалось, и что вызвало затруднения, к следующему занятию – обсуждение как должно получиться/ | Бригадиры участков |
| Оказание помощи учителям в разведении и пересадке цветов. | Лучшие цветоводы. |
| В будущем: участие в ярмарке-распродаже комнатных растений. | Бригадиры групп. |
| Подведение итогов и оценка эффективности проекта. | Экспертная группа, бригадиры участков, руководитель проекта. |
| Задание на лето | Все участники проекта. |
Ожидаемые результаты.
- Повышение уровня заинтересованности детей проектной деятельностью, в увеличении направлений, в которых может развиваться творчески одарённая личность.
- Увеличения занятости детей внеурочной деятельностью.
- Гармонизация межличностных отношений проблемных детей в школе.
- В результате успешной реализации проекта будет создана основа для будущей предпринимательской деятельности учащихся, позволяющая им самоопределиться и реализовать себя в современном мире.
Некоторые итоги. В результате проектной деятельности, учащимися было внесено интересное предложение по созданию и оформлению растений в интерьере школы. Пришли к выводу, что растения можно распределить:
1) в различные варианты опор, например для вьющихся растений;
2) в контейнеры различных форм: бочки, корзины, пни, пластмассовые формы и керамику для массивных растений.
Конечного результата в вопросе дизайнерского оформления нет и быть не может, так как нет границ дизайнерскому творчеству, как и нет предела искусству и таланта.
Выводы.
Данный проект только пробный камень в деле организации с привлечением потенциала школьников. Дети, занятые в подобной работе, не имеют времени на бесцельное времяпрепровождение – причину подростковой преступности. Повысится мотивация учебной деятельности. Появится желание реализоваться как личность, как гражданин России. В результате деятельности подобных мероприятий дети научатся зарабатывать деньги, соразмерять свои потребности и возможности. Материальная база образовательного учреждения укрепляется, что влияет на повышение качества воспитания и обучения.
Тематическое планирование: “Зелёный интерьер”. 7 кл.
| № | Содержание программы | Часы |
| 1. | Общие вопросы содержания и методики работы с комнатными растениями в школе. | 2 часа |
| 2. | Организационное занятие: - обсуждение плана работы секции - разработка индивидуальных и групповых заданий. |
4 часа |
| 3. | Уход за школьными растениями | 2 часа |
| 4. | Профилактический осмотр всех комнатных растений | 2 часа |
| 5. | Ознакомление с видами земляной смеси и её заготовкой. | 2 часа |
| 6. | Знакомство с биологическими особенностями различных групп комнатных растений. | 2 часа |
| 7. | Паспортизация растений. | 2 часа |
| 1 четверть | 16 часов | |
| Итого: | 16 часов | |
| 8. | Уход за школьными растениями в осенне-зимний период | 2 часа |
| 9. | Способы размещения комнатных растений в школе. | 2 часа |
| 10. | Отчёты бригадиров групп о выполнении индивидуальных заданий. | 2 часа |
| 11. | Как поливать цветы в зимний период | Теория 1 час Практика |
| 12. | Размножение цветов. | 2 часа |
| 13. | Определение вредителей комнатных растений и борьба с ними | 2 часа |
| 14. | Практическое размножение комнатных растений. | 2 часа |
| 15. | Правила пересадки комнатных растений и составление земляных смесей. | 2 часа |
| 2 четверть Итого: |
16 часов 32 часа |
|
| 16. | Экскурсия по школе и конкурс на самый зелёный класс. | 2 часа |
| 17. | Обзор литературы о суккулентах. | Теория 1 час |
| 18. | Понятие о суккулентах и их особенностях. | Теория 1 час |
| 19. | Размножение растений стеблевыми черенками, корневищами, усами, клубнями, луковицами-детками. | Практика 2 часа |
| 20. | Основные группы растений. | 2 часа |
| 21. | Широкое использование комнатных растений. | Теория 1 час |
| 22. | Формы искусственного отбора. | Практика 1 час |
| 23. | Основы экологии | Теория 1 час |
| 24. | Температура и полив. | 2 часа |
| 25. | Виды цветочной земли и составление земляных смесей. | 2 часа |
| 26. | Семенное размножение комнатных растений. | 2 часа |
| 27. | Рекомендуемые для школы растения. | 1 час |
| 28. | Аквариумные растения в интерьере школы и дома | 2 часа |
| 20 часов | ||
| Итого 3 четверть: | 54 часа | |
| 29. | Уход за комнатными растениями в весенне-летний период | 2 часа |
| 30. | Определение вредителей комнатных растений. правила профилактики. | 2 часа |
| 31. | Размещение растений в помещениях школы для цветения. | 2 часа |
| 32. | Как и когда пользоваться удобрениями. | 2часа |
| 33. | Уход за растениями: чистка, обработка, полив растений. | 2 часа |
| 34. | Способы размножения суккулентов. Соблюдение правил т/б при размножении. | 2 часа |
| 35. | При помощи каких растений можно очищать воздух/практикум/ | 2 часа |
| 36. | Календарь ухода за комнатными растениями. | 2 часа |
| 16 часов | ||
| Итого за год: | 66 часов. |
Список использованной литературы:
- “Основы декоративного искусства в школе” /М.: Просвещение. 2000 г.
- Журнал: “Школа и производство”. 2010 г., №3.
- “Комнатные растения в школе”. Авторы: Н.И.Клиновская, В.В.Пасечник. 1986 г.