Статья "От простого учителя труда – до творческого проекта"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Меняется мир, меняются взгляды, суждения и социальные ценности общества. Поэтому воспитание детей и подростков, их нравственное становление и самоопределение реализуется в сложных социально-экономических условиях. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нами педагогами проблему детального изучения интересов и потребностей ребенка, нахождение способов реализации этих потребностей каждый учитель стремится что бы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Какую роль проектная деятельность может играть в воспитательном процессе нашей школы?

Находить идеи проектов часто помогает то, что находится рядом. Окружающая тебя красота природы на крайнем севере быстро укутывается снегом, и нехватка такой красоты побудила детей попробовать свои силы в оформлении интерьера школы. Была поставлена цель: заняться разведением комнатных растений для школы. Группа учащихся 7- х классов оценила возможности для решения проблемы. Среди основных требований по уходу и разведению цветов ученицы отметили, что они могут не только ухаживать за растениями: но и оберегать, чистить, убирать фантики и бумажки, любить школьные цветы как свои домашние.

Выяснили, что цветы могут не только радовать, но и приятно удивлять учеников и учителей. Обязательными требованиями при практических занятиях, стали такие как – соблюдение техники безопасности в работе с цветами, не переливать почву, следить за температурой.

Главная задача курса: дать детям возможность знакомства и выбора интересов в профориентационной деятельности, встрече с прекрасным, раскрытием и познанием тайн живой природы. При работе над проектом, участники проекта используют знания ботаники, экологии, технологии, а также растения играют определённую роль и в эстетическом воспитании. Замечено, что девочки, которых не интересовали цветы, стали стремится украсить свой дом, сделать его более уютным.

Проблема курса: При опросе выяснилось что - 50% детей не умеют ухаживать за растениями, но очень хотят научиться этому. На предложение заниматься растениями откликнулись все 7-е классы.

Гипотеза: Многие растения очень известны нам как комнатные, если дети будут знать что требуется и научить, при уходе за растением в полной мере использовать их красоту, то полученные знания они смогут применять и в школе, и дома, и окружающим.

Цели проекта:

- создание условий для выращивания комнатных растений;

- расширить практические умения, кругозор и знания по разведению редких растений;

- обучить детей приёмам оформления интерьера: жилья, школы, офиса.

Задачи проекта:

- обеспечить занятость учащихся;

- создать межпредметную связь;

- оформить интерьер школы с влиянием интерьера на психологическое состояние ученика и учителя;

- научить добиваться успеха в поставленной задаче;

- сформирование коммуникативных навыков, которые будут способствовать развитию и умению работать в группе;

- при пересадке растений уметь создавать и применять сложные композиции;

- вовлекать в проектную деятельность родителей учащихся-проводить выставки – ярмарки по продаже растений.

Описание проекта: достижения поставленных целей.

Наша школа органически связана с жизнью своего села, с социумом. Сегодня необходимо прийти к пониманию того, что система образования и воспитания должна быть социально ориентирована. Важно воспитать у детей трудолюбие, ответственность, коллективизм, уважение к труду: собственному и других людей, объяснить детям, что их труд социально значим, что занятия по интересам могут перерасти в их основную деятельность.

Этапы реализации данного проекта.

I этап. Планирование и формирование группы участников проекта.

II этап. Выявление проблемности, сбор учениками информации, распределение участков и нагрузки.

III этап. Деятельность каждой группы по плану

(практическая работа: №1, №2, №3, №4 - особой сложности)

IV этап. Выявление эффективности деятельности.

V этап. Подведение итогов и оценка эффективности проекта.

Рабочий план реализации проекта

Названия мероприятия Ответственные
Планирование и формирование групп. Руководитель проекта.
Распределение участков и оснащение инструментами и подручным материалом. Бригадиры групп.
Обучение воспитанников навыкам работы с растениями. Руководитель проекта.
Анализ эффективности производимых работ/ отчёт бригадиров о выполнении заданий, что удалось, и что вызвало затруднения, к следующему занятию – обсуждение как должно получиться/ Бригадиры участков
Оказание помощи учителям в разведении и пересадке цветов. Лучшие цветоводы.
В будущем: участие в ярмарке-распродаже комнатных растений. Бригадиры групп.
Подведение итогов и оценка эффективности проекта. Экспертная группа, бригадиры участков, руководитель проекта.
Задание на лето Все участники проекта.

Ожидаемые результаты.

- Повышение уровня заинтересованности детей проектной деятельностью, в увеличении направлений, в которых может развиваться творчески одарённая личность.

- Увеличения занятости детей внеурочной деятельностью.

- Гармонизация межличностных отношений проблемных детей в школе.

- В результате успешной реализации проекта будет создана основа для будущей предпринимательской деятельности учащихся, позволяющая им самоопределиться и реализовать себя в современном мире.

Некоторые итоги. В результате проектной деятельности, учащимися было внесено интересное предложение по созданию и оформлению растений в интерьере школы. Пришли к выводу, что растения можно распределить:

1) в различные варианты опор, например для вьющихся растений;

2) в контейнеры различных форм: бочки, корзины, пни, пластмассовые формы и керамику для массивных растений.

Конечного результата в вопросе дизайнерского оформления нет и быть не может, так как нет границ дизайнерскому творчеству, как и нет предела искусству и таланта.

Выводы.

Данный проект только пробный камень в деле организации с привлечением потенциала школьников. Дети, занятые в подобной работе, не имеют времени на бесцельное времяпрепровождение – причину подростковой преступности. Повысится мотивация учебной деятельности. Появится желание реализоваться как личность, как гражданин России. В результате деятельности подобных мероприятий дети научатся зарабатывать деньги, соразмерять свои потребности и возможности. Материальная база образовательного учреждения укрепляется, что влияет на повышение качества воспитания и обучения.

Тематическое планирование: “Зелёный интерьер”. 7 кл.

Содержание программы Часы
1. Общие вопросы содержания и методики работы с комнатными растениями в школе. 2 часа
2. Организационное занятие:

- обсуждение плана работы секции

- разработка индивидуальных и групповых заданий.

4 часа
3. Уход за школьными растениями 2 часа
4. Профилактический осмотр всех комнатных растений 2 часа
5. Ознакомление с видами земляной смеси и её заготовкой. 2 часа
6. Знакомство с биологическими особенностями различных групп комнатных растений. 2 часа
7. Паспортизация растений. 2 часа
  1 четверть 16 часов
  Итого: 16 часов
8. Уход за школьными растениями в осенне-зимний период 2 часа
9. Способы размещения комнатных растений в школе. 2 часа
10. Отчёты бригадиров групп о выполнении индивидуальных заданий. 2 часа
11. Как поливать цветы в зимний период Теория
1 час

Практика
1 час

12. Размножение цветов. 2 часа
13. Определение вредителей комнатных растений и борьба с ними 2 часа
14. Практическое размножение комнатных растений. 2 часа
15. Правила пересадки комнатных растений и составление земляных смесей. 2 часа
  2 четверть

Итого:

16 часов

32 часа

16. Экскурсия по школе и конкурс на самый зелёный класс. 2 часа
17. Обзор литературы о суккулентах. Теория
1 час
18. Понятие о суккулентах и их особенностях. Теория
1 час
19. Размножение растений стеблевыми черенками, корневищами, усами, клубнями, луковицами-детками. Практика
2 часа
20. Основные группы растений. 2 часа
21. Широкое использование комнатных растений. Теория
1 час
22. Формы искусственного отбора. Практика
1 час
23. Основы экологии Теория
1 час
24. Температура и полив. 2 часа
25. Виды цветочной земли и составление земляных смесей. 2 часа
26. Семенное размножение комнатных растений. 2 часа
27. Рекомендуемые для школы растения. 1 час
28. Аквариумные растения в интерьере школы и дома 2 часа
    20 часов
  Итого 3 четверть: 54 часа
29. Уход за комнатными растениями в весенне-летний период 2 часа
30. Определение вредителей комнатных растений. правила профилактики. 2 часа
31. Размещение растений в помещениях школы для цветения. 2 часа
32. Как и когда пользоваться удобрениями. 2часа
33. Уход за растениями: чистка, обработка, полив растений. 2 часа
34. Способы размножения суккулентов. Соблюдение правил т/б при размножении. 2 часа
35. При помощи каких растений можно очищать воздух/практикум/ 2 часа
36. Календарь ухода за комнатными растениями. 2 часа
    16 часов
  Итого за год: 66 часов.

Список использованной литературы:

  1. “Основы декоративного искусства в школе” /М.: Просвещение. 2000 г.
  2. Журнал: “Школа и производство”. 2010 г., №3.
  3. “Комнатные растения в школе”. Авторы: Н.И.Клиновская, В.В.Пасечник. 1986 г.

Презентация