Проект "Архитектура компьютера"

Разделы: Информатика


Задачи проекта:

  • научить школьников собирать, классифицировать и критически оценивать информацию,
  • привить навыки работы с большими объемами информации,
  • научить школьников наглядному представлению информации,
  • повторить и отработать навыки создания компьютерной презентации, работы с текстовой и графической информацией,
  • повторить и расширить знания по архитектуре компьютера,
  • научить школьников демонстрировать итоги своей работы,
  • научить школьников оценивать свою работу и работы своих одноклассников.

Продолжительность проекта – 9-10 уроков. В результате обучения каждый ученик должен создать интерактивную презентацию и подготовить устное сообщение.

Урок Проектная работа Тип урока Виды контроля
1 Представление проекта учителем. Выбор школьниками индивидуальной темы проекта. Планирование проекта  
2 Выполнение общей части: титульный лист, схемы «Магистрально-модульное устройство компьютера» Практическая работа  
3-4 Поиск и отбор информации по теме.
Создание презентации.
Практическая работа Собеседование и промежуточное оценивание хода проекта
5-6 Создание презентации.
Оформление списка литературы.
Подготовка доклада.
Практическая работа Консультации и проверка отчетов
7-10 Демонстрация презентаций и устное выступление учеников.
Оценивание работ.
Подведение итогов.
Защита проектов Контроль за ходом зашиты проектов.
Подведение итогов

Этапы выполнения проекта

Планирование проекта

Проект каждого ученика должен состоять из общей и вариантной частей. Общая часть – это введение, в котором представляется следующая информация: архитектура компьютера (определение), назначение компьютера, состав компьютера, магистрально-модульное устройство компьютера (схема).
В вариантной части ученики представляют информацию, позволяющую рассмотреть компьютер по частям, поэтому появляется возможность повторить и расширить материал учебной программы. Примеры индивидуальных тем:

  • Системная плата.
  • Системный блок Порты ввода/вывода.
  • Информационная магистраль.
  • Процессор (АЛУ, УУ).
  • Внутренняя память.
  • Устройства внешней памяти.
  • Звуковая карта.
  • Видеокарта.
  • Устройства ввода.
  • Устройства вывода.
  • Перспективные направления развития компьютеров.
  • Сетевое оборудование.

Содержание индивидуальной темы: определение, назначение, фотографии, схемы, основные характеристики, последние данные (например, по городу), историческая справка (первое появление, автор, характеристики).

Выполнение проекта

Результатом работы каждого ученика является интерактивная презентация и доклад по индивидуальной теме. Для этого ученик должен:

  • Определить цель своего проекта.
  • Составить план проекта.
  • Найти и отобрать необходимую информацию по выбранной теме.
  • Создать презентацию.
  • Подготовить доклад.
  • Выступить на защите проектов.
  • Принять участие в оценке проектов одноклассников.

Информацию можно взять из учебников:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Угринович Н. Д. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Поиск информации в Интернете можно начать с Мега энциклопедии «Кирилла и Мефодия» URL: http://www.megabook.ru/,  ресурсов Политехнического музея URL: http://eng.polymus.ru/rv/, Википедии.

Презентация должна состоять из обложки, титульного листа, оглавления, основного содержания, списка литературы.
Компьютерная презентация создается в среде Microsoft Power Point 2007. Для повторения принципов работы в среде Microsoft Power Point 2007 и принципов работы с векторной графикой работа над проектом начинается с выполнения двух слайдов: титульный лист и схема «Магистрально-модульное  устройство компьютера». Далее ученики работают в индивидуальном режиме, обращаясь к учителю в случае необходимости с вопросами. При выполнении проектов, ученикам задается только минимальный набор требований для оформления своей работы, что дает возможность проявить каждому свои творческие способности.

Необходимо обратить внимание учеников на использование наглядности и полноты информации. Например, по теме «Процессор» необходимо показать на фотографии системной платы, где находится процессор (стрелкой). Аналогично и для внутренней памяти и т. д. Для внешних устройств можно показать варианты их подключения.

Рекомендации по созданию компьютерной презентации [2]:

  • Заголовок слайда устанавливать через «Макет слайда».
  • На слайде не должно быть много текста.
  • Обрабатывать изображения: кадрирование (обрезка), обрамление (контур, тень, прозрачный фон).
  • Сжимать рисунки (качество вывода для экрана).
  • Схемы изготавливать по возможности самим.
  • Дизайн презентации выполнять по правилам: выравнивание, повтор, приближение, контраст [1].
  • Анимацию использовать только по необходимости.
  • Оглавление оформить гиперссылками на элементы схем, галерей рисунков, списков.
  • Слайд «Список литературы» оформить по правилам  краткого библиографического описания документов.

Подготовка доклада и защита проекта

Ученик для подготовки устного выступления должен составить план выступления и написать текст доклада. Информация в сообщении должна относиться к теме проекта, быть интересной и понятной для слушателей.

Публичная демонстрация результатов своей работы является необходимым условием проекта. Ученик рассказывает и показывает не только результаты работы, но и приобретенные знания и опыт. Основная цель публичного выступления – это показ результатов своей работы наилучшим образом. Необходимо выбрать самое главное, коротко и доступно изложить свои мысли. В завершении ученик дает оценку своей работы: все ли получилось, что было задумано, если нет то почему.

Оценивание работ

В оценке каждого проекта применяются элементы технология «Вариант» [3].
Ученики делятся на три группы. Каждая из групп по очереди работает в определенной ролевой позиции:

  • Пессимисты – выделяют все недостатки рассматриваемого проекта.
  • Оптимисты – выделяют все достоинства рассматриваемого проекта.
  • Эксперты – анализируют полученную информацию и оценивают рассматриваемый проект.

При оценке представленных работ ученики руководствуются следующими критериями (по 10-балльной шкале):

  • Полнота раскрытия темы.
  • Наглядность представления информации.
  • Качество оформления презентации.
  • Владение материалом и его представление.

Обратить внимание учеников, что вопросы должны задаваться корректно и с точки зрения их ролевой позиции в данный момент.

Критерии перевода 10-балльной оценки в 5-балльную обговариваются заранее. К перечисленным выше оценкам добавляется еще одна за участие в обсуждении работ одноклассников.
Идеальный вариант, когда оценки в журнале – это результат совместной работы учеников и учителя.

Список литературы

  1. Дуванов А.А. Дизайн по правилам.//Информатика. – 2009. – № 1-4.
  2. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? URL: https://urok.1sept.ru/
  3. Прищепа Т.А. Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.htm
  4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с. – URL: http://portfolio.1sept.ru/project.pdf
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.