Задачи проекта:
- научить школьников собирать, классифицировать и критически оценивать информацию,
- привить навыки работы с большими объемами информации,
- научить школьников наглядному представлению информации,
- повторить и отработать навыки создания компьютерной презентации, работы с текстовой и графической информацией,
- повторить и расширить знания по архитектуре компьютера,
- научить школьников демонстрировать итоги своей работы,
- научить школьников оценивать свою работу и работы своих одноклассников.
Продолжительность проекта – 9-10 уроков. В результате обучения каждый ученик должен создать интерактивную презентацию и подготовить устное сообщение.
Урок | Проектная работа | Тип урока | Виды контроля |
1 | Представление проекта учителем. Выбор школьниками индивидуальной темы проекта. | Планирование проекта | |
2 | Выполнение общей части: титульный лист, схемы «Магистрально-модульное устройство компьютера» | Практическая работа | |
3-4 | Поиск и отбор информации по теме. Создание презентации. |
Практическая работа | Собеседование и промежуточное оценивание хода проекта |
5-6 | Создание презентации. Оформление списка литературы. Подготовка доклада. |
Практическая работа | Консультации и проверка отчетов |
7-10 | Демонстрация презентаций и устное выступление
учеников. Оценивание работ. Подведение итогов. |
Защита проектов | Контроль за ходом зашиты проектов. Подведение итогов |
Этапы выполнения проекта
Планирование проекта
Проект каждого ученика должен состоять из
общей и вариантной частей. Общая часть – это
введение, в котором представляется следующая
информация: архитектура компьютера
(определение), назначение компьютера, состав
компьютера, магистрально-модульное устройство
компьютера (схема).
В вариантной части ученики представляют
информацию, позволяющую рассмотреть компьютер
по частям, поэтому появляется возможность
повторить и расширить материал учебной
программы. Примеры индивидуальных тем:
- Системная плата.
- Системный блок Порты ввода/вывода.
- Информационная магистраль.
- Процессор (АЛУ, УУ).
- Внутренняя память.
- Устройства внешней памяти.
- Звуковая карта.
- Видеокарта.
- Устройства ввода.
- Устройства вывода.
- Перспективные направления развития компьютеров.
- Сетевое оборудование.
Содержание индивидуальной темы: определение, назначение, фотографии, схемы, основные характеристики, последние данные (например, по городу), историческая справка (первое появление, автор, характеристики).
Выполнение проекта
Результатом работы каждого ученика является интерактивная презентация и доклад по индивидуальной теме. Для этого ученик должен:
- Определить цель своего проекта.
- Составить план проекта.
- Найти и отобрать необходимую информацию по выбранной теме.
- Создать презентацию.
- Подготовить доклад.
- Выступить на защите проектов.
- Принять участие в оценке проектов одноклассников.
Информацию можно взять из учебников:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Угринович Н. Д. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Поиск информации в Интернете можно начать с Мега энциклопедии «Кирилла и Мефодия» URL: http://www.megabook.ru/, ресурсов Политехнического музея URL: http://eng.polymus.ru/rv/, Википедии.
Презентация должна состоять из обложки,
титульного листа, оглавления, основного
содержания, списка литературы.
Компьютерная презентация создается в среде Microsoft
Power Point 2007. Для повторения принципов работы в
среде Microsoft Power Point 2007 и принципов работы с
векторной графикой работа над проектом
начинается с выполнения двух слайдов: титульный
лист и схема «Магистрально-модульное
устройство компьютера». Далее ученики работают в
индивидуальном режиме, обращаясь к учителю в
случае необходимости с вопросами. При выполнении
проектов, ученикам задается только минимальный
набор требований для оформления своей работы,
что дает возможность проявить каждому свои
творческие способности.
Необходимо обратить внимание учеников на использование наглядности и полноты информации. Например, по теме «Процессор» необходимо показать на фотографии системной платы, где находится процессор (стрелкой). Аналогично и для внутренней памяти и т. д. Для внешних устройств можно показать варианты их подключения.
Рекомендации по созданию компьютерной презентации [2]:
- Заголовок слайда устанавливать через «Макет слайда».
- На слайде не должно быть много текста.
- Обрабатывать изображения: кадрирование (обрезка), обрамление (контур, тень, прозрачный фон).
- Сжимать рисунки (качество вывода для экрана).
- Схемы изготавливать по возможности самим.
- Дизайн презентации выполнять по правилам: выравнивание, повтор, приближение, контраст [1].
- Анимацию использовать только по необходимости.
- Оглавление оформить гиперссылками на элементы схем, галерей рисунков, списков.
- Слайд «Список литературы» оформить по правилам краткого библиографического описания документов.
Подготовка доклада и защита проекта
Ученик для подготовки устного выступления должен составить план выступления и написать текст доклада. Информация в сообщении должна относиться к теме проекта, быть интересной и понятной для слушателей.
Публичная демонстрация результатов своей работы является необходимым условием проекта. Ученик рассказывает и показывает не только результаты работы, но и приобретенные знания и опыт. Основная цель публичного выступления – это показ результатов своей работы наилучшим образом. Необходимо выбрать самое главное, коротко и доступно изложить свои мысли. В завершении ученик дает оценку своей работы: все ли получилось, что было задумано, если нет то почему.
Оценивание работ
В оценке каждого проекта применяются элементы
технология «Вариант» [3].
Ученики делятся на три группы. Каждая из групп по
очереди работает в определенной ролевой позиции:
- Пессимисты – выделяют все недостатки рассматриваемого проекта.
- Оптимисты – выделяют все достоинства рассматриваемого проекта.
- Эксперты – анализируют полученную информацию и оценивают рассматриваемый проект.
При оценке представленных работ ученики руководствуются следующими критериями (по 10-балльной шкале):
- Полнота раскрытия темы.
- Наглядность представления информации.
- Качество оформления презентации.
- Владение материалом и его представление.
Обратить внимание учеников, что вопросы должны задаваться корректно и с точки зрения их ролевой позиции в данный момент.
Критерии перевода 10-балльной оценки в
5-балльную обговариваются заранее. К
перечисленным выше оценкам добавляется еще одна
за участие в обсуждении работ одноклассников.
Идеальный вариант, когда оценки в журнале – это
результат совместной работы учеников и учителя.
Список литературы
- Дуванов А.А. Дизайн по правилам.//Информатика. – 2009. – № 1-4.
- Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? URL: https://urok.1sept.ru/
- Прищепа Т.А. Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.htm
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с. – URL: http://portfolio.1sept.ru/project.pdf
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.