Студенческое самоуправление в академической группе

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Сегодня изменился социальный заказ на выпускника: нужен не исполнитель, не просто специалист, а личность, способная проявить творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, развивать способности, чувство собственного достоинства, гражданскую активность.

Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.

Студенческое самоуправление - это целенаправленная деятельность студентов, цель которой: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

В БОУ СПО “Исилькульский педагогический колледж” система студенческого самоуправления успешно действует с 1999 г. В ее основе лежит “Положение о студенческом самоуправлении”.

Успех самоуправления в колледже напрямую зависит от самоуправления в группах.

Главный орган самоуправления в группе – это совет группы, он возглавляет и направляет всю работу. В его состав входят представители коллектива группы, которые избираются на общем собрании и могут возглавить одно из направлений работы. Его количественный состав и структура определяется каждой группой с учетом рекомендаций студенческого совета колледжа.

Рекомендуемый состав совета академической группы: староста, учорг, научорг, практорг, соцбыторг, культорг, физорг, редколлегия.

Совет академической группы исполняет следующие функции: ведет текущую работу;проводит общие собрания по вопросам планирования учебной и внеучебной деятельности студентов группы, соблюдения имиправ и обязанностей, подведения итогов и внесения новых предложений;по мере необходимости обращается за поддержкой к классному руководителю, к администрации колледжа;с полной мерой ответственности оперативно реагирует на негативные изменения в бытовых и социальных условиях.

Основные направления деятельности совета академической группы:

  • учебно-организационная деятельность;
  • информационная деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • помощь в различных видах педагогической практики;
  • досуг студентов;
  • содействие решению социальных и жилищно-бытовых проблем студентов;
  • организация дежурства и соблюдение правил внутреннего распорядка в аудиториях.

Самоуправление – результат огромной совместной работы преподавателей и студентов.

С целью формирования готовности и способности к самоуправлению на первом этапе обучения студентов психологической службой колледжа проводятся занятия, основными задачами которых являются: создание условий доверия, доброжелательности, взаимодействия друг с другом; развитие умений вырабатывать обще групповые решения; выявить студентов, обладающих организаторскими и лидерскими задатками, желающих проявить себя.      

Также с первого этапа обучения целенаправленно осуществляется педагогическое сопровождение студенческого самоуправления на учебных занятиях. Привитие навыков самоуправления составляет одну из основных задач личностно-ориентированного занятия, решение которой делает его интересным и необходимым. В процессе познания студент растет как личность, т.к. преподаватель влияет на развитие сознания за счет “включения” его личностных психологических структур: критичности, мотивации, рефлексии, свободы выбора.

Обучаясь в колледже 3-й год, студенты 20 б группы являются активными участниками студенческого самоуправления.

Планирование работы осуществляется на собрании академической группы на основе плана работы колледжа и своего плана работы.  

Студенты группы являются активными участниками всех традиционных мероприятий в колледже (“Конкурс чтецов”, “День творчества”, тематические конкурсы газет и плакатов, спортивные соревнования по волейболу, баскетболу и теннису, лыжные гонки, легкоатлетический кросс); участвуют в общественно-полезном труде (организация дежурства, участие в субботниках), также принимают непосредственное участие в подготовке и проведении общеколледжных вечеров.

Отдельные студенты группы являются участниками и победителями внутриколледжных и участниками областных олимпиад по истории, русскому языку и немецкому языку. Активно посещают творческие кружки и спортивные секции.

По итогам 2010-2011 уч. года группа заняла 1 место в номинации “Группа года”, 2 место в номинации “Спортивная группа года”, 2 место по итогам “Дня творчества”. Лучшие студенты группы стали победителями в номинациях “Учебная деятельность” (Гапон И., Пешехонова В.), “Общественная деятельность” (Колосова О. – староста, Бекбаева Ж. – учорг, Шарапуто Ю. – физорг). Приложение 1.

Участвуя в общественной жизни колледжа, студенты становятся уверенными в себе, успешными; учатся руководить, работать в команде; приобретают различные профессиональные навыки и богатый жизненный опыт; развивают коммуникативные способности, лидерские качества; раскрывают все свои таланты.

Таким образом, самоуправление следует рассматривать как средство организации жизнедеятельности всех членов коллектива; содержание самоуправления не должно быть ограничено каким-то одним видом деятельности, а должно пронизывать все ее виды, реализующие разностороннюю подготовку специалиста в колледже; в образовательном процессе, в том числе при планировании воспитательной работы, необходимо учитывать конкретные потребностии интересы студентов.

Основной смысл деятельности студенческого самоуправления состоит в получении студентами опыта самоорганизации своей жизни, поэтому студенческое самоуправление сегодня должно развиваться и занимать достойное место в учебно-воспитательном процессе системы СПО.