Урок окружающего мира в 3-м классе. Тема: "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Показать значение и необходимость охраны животных.
  • Продолжить знакомство с красной книгой и животными, которые в нее внесены.
  • Расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.
  • Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока.
  • Выставка книг по изучаемой теме.
  • Кроссворд.
  • Схемы «Правила поведения в природе».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы познакомились с размножением и развитием животных. Давайте вспомним, как размножаются и развиваются насекомые? (Слайд 1)
– Давайте вспомним, как размножаются и развиваются рыбы, земноводные и пресмыкающиеся? (Слайд 2)
– Давайте вспомним, как размножаются и развиваются птицы? (Слайд 3)
– Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных? Расскажите.(Слайд 4)
– А теперь выполним тесты на с. 32-33.
– Кто закончил работу, передаём.

III. Сообщение темы урока

– Послушайте внимательно стихотворение. В нём заключена тема урока?

Богат наш край Менделеевский
Лугами и лесами,
Прудами полноводными,
Полями плодородными,
Рыбешкой пресноводною
И разными животными!
Но, к сожалению, никак
Не можем мы понять,
Что надо все это беречь,
Беречь и охранять!

– Итак, ребята, тема нашего урока «Охрана животных».
– Почему их нужно охранять? (От кого их нужно охранять?)

IV. Введение в тему

– Ребята, посмотрите на этот стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке ФОНТЕНБЛО на международной конференции был основан Международный союз охраны природы (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Также нужны были рекомендации по их спасению.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
– А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?
– Да, ребята, Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, это рассказывают страницы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения.

V. Новая тема (национально-региональный компонент).

Люди всего мира поняли, что природа в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране, и в нашей республике, и в нашем городе, в котором мы с вами проживаем. На месте вырубленных лесов сажают новые леса. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.
– Ребята, как вы думаете, а есть ли в нашей местности растения и животные, которым угрожает опасность исчезновения? (Выслушиваются предполагаемые ответы обучающихся).
– Давайте послушаем сообщения о животных, которые в нашей местности нуждаются в защите. Слушайте внимательно. (4-5 сообщений)

     СУРОК (Адель) (Слайд 5)

     ЗАЯЦ-БЕЛЯК (Зухра) (Слайд 6)

     БОБРЫ (Стас) (Слайд 7)

     КУНИЦА (Шамиль) (Слайд 8)

VI. Экологические жалобы

– Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных.

ЖАЛОБА 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
– Кто это? (Слайд 9)
Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые могут уничтожить 1 т зерна.

ЖАЛОБА 2.

«Сама знаю что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
(Слайд 10)
Жаба сохраняет от гусениц и червей весь огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут.

VII.Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко
(Ходьба с подниманием рук)
Вдруг мы видим : у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
(Наклоны вперёд, руками коснуться пола,
Выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
(Бег на носочках)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны вперёд)
Как много мы увидели:
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.

VIII. Работа по учебнику

– Помните, что беречь надо и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка жаба. Их жизнь часто зависит от нас с вами, от нашего поведения в природе.
– Материал о животных Красной книги есть у нас в учебнике на с.113. Читаем этот материал по группам.

(Рассказ кратко о животных.)

– Многое делается в нашей стране по охране животных. Принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки.

IX. Работа в рабочих тетрадях

– Давайте посмотрим в рабочей тетради на с. 51 когда нас животные считают своими врагами.
– Когда нас животные будут считать своими друзьями?
– Какие правила для этого мы должны соблюдать (выполнять)? (Слайд 11)
– Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды – одного из самых редких животных мира. (Слайд 12)
– 4 октября принято считать Международным днём защиты животных.
– Но беречь надо всех животных, тогда, погуляв в лесу или на лугу и вернувшись домой, вы сможете рассказать: (читает подготовленный ребёнок)

Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал,
Я никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!

X. Итог урока

– Давайте вспомним, о каких животных мы сегодня говорили и разгадаем кроссворд:

1. Ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. (Белка)
2. Владыка Арктики. (Белый медведь)
3. В двух-трех летнем возрасте птицы создают пары и никогда не расстаются. (Журавли)
4. В какой сказке лиса угощает своего гостя из плоской тарелки
5. Эта большая белая птица служит символом, чистоты и нежности. (Лебедь)
6. Близкий родственник нашей домашней кошки. (Тигр)
7. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямыми красными клювами и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)

– Прочитайте слово, которое получилось? (БЕРЕГИ)
– Берегите не только самих животных, но и те места в которых они живут.

XI. Домашнее задание

1. С. 112-116 читать текст (Слайд 13)
2. Р.т.с. 52 № 3, с.53 № 5
3. Придумать и нарисовать плакат «Береги природу!»