Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием растений семейства Крестоцветных и Пасленовых, их биологическими особенностями. Раскрыть роль растений в природе, их эстетическую и практическую ценность.
- Продолжить формировать умения узнавать изученные растения, выделять основные признаки семейства. Сформировать развитие учебно-познавательных и информационных компетенций.
- Научить учащихся сравнивать и обосновывать принадлежность растений к определенному семейству, классу.
Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация к уроку, гербарные материалы, отдельные представители растений семейства (кочан капусты, цветная капуста, брокколи, хрен, редька), продукты, приготовленные из отдельных представителей семейства (баночка с хреном), семена растений семейства Крестоцветные.
Ход урока
Постановка проблемы:
На урок приносится растение хрен, показывается учащимся, и они пытаются вспомнить, что это за растение, и где они с ним могли встречаться, как его можно использовать.
Пословица: Хрен редьки не слаще! Почему так говорят?
(Хрен - растение, корень которого, горький на
вкус и едкий, употребляется в пищу как острая
приправа. Редька - употребляемый в пищу
корнеплод с горьковатым, острым вкусом и запахом.
Один не лучше другого, оба одинаковы. Говорят,
когда кто-то хочет одно заменить другим, которое
ничем не лучше.)
А вот еще об одном растении данного семейства:
"В землю бросишь крошку-блошку.
Полежит она немножко,
И гляди - уже растет
Самоварчик - корнеплод"
Мы сегодня с вами познакомимся с растениями данного семейства.
Тема урока.
Слайд 1. "Растения семейства Крестоцветные"
Слайд 2:
Растения семейства Крестоцветные включают около 3200 видов 380 родов, большинство из которых распространено в умеренной и субтропической зонах Северного полушария.
Степень экологической приуроченности к разным местообитаниям у крестоцветных чрезвычайно велика:
- они встречаются высоко в горах, на предельной отметке для растительности 4000-5000 м над уровнем моря;
- обитают в пустынях;
- полупустынях;
- степях;
- некоторые встречаются в арктических районах;
- лесных зонах.
Слайд 3. Все растения семейства имеют общие признаки строения, и мы будем изучать их по следующему плану:
Слайд 4. Представители:
А) Огородные культуры:
Редис, редька, репа, брюква (от природного скрещивания капусты и одной из форм репы), турнепс (корневой корнеплод), хрен (сильно пахнущие корни используются в качестве приправы, имеют бактериальное и противоцинговое действие).
Слайд 5. Капуста (белокочанная - кочан-гигантская зимующая верхушечная почка, где откладываются в запас питательные вещества.) Все овощи из рода капуста имеют двухлетний цикл развития и зацветают на второй год (кроме цветной и пекинской капусты). Брюссельская капуста - боковая почка, в пазухе листьев которой небольшой кочанчик величиной с грецкий орех. Цветная капуста - цветоносные побеги с массой зачатков бутонов, или соцветия с недоразвитыми цветками. Кольраби - в нижней части стебля укороченный стеблеплод.
Слайд 6. Б) Масличные культуры: горчица, рапс (семена рапса содержат 36-51% жира, а также 19-32% прекрасно сбалансированного белка, 4-7% клетчатки. По содержанию жиров и сумме жира и белка рапс не уступает подсолнечнику и горчице, а также превосходит сою. Рапсовое масло по большей части используют, как и другие масла, для приготовления блюд, приготовления маргарина, а также в металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленностях.
Слайд 7. В) Декоративные культуры: Декоративные цветочные растения являются разнообразной группой полезных растений. Они выполняют эстетическую функцию в жизни человека, воплощая его стремление к прекрасному, оказывая на него благотворное психологическое и эмоциональное воздействие.
Левкой или маттиола очень известны в садоводстве, кроме красоты, цветки обладают тонким приятным ароматом, усиливающимся вечером и ночью.
Слайд 8. Г) Лекарственные растения: пастушья сумка (кровоочистительное средство; используется при болезнях печени и желчевыводящей системы; средство против инфекций полости рта и для обработки плохо заживающих ран), желтушник (применяется при лечении сердечнососудистых заболеваний).
Слайд 9. Д) Сорняки: есть злостные сорняки, требующие специального режима борьбы. редька дикая, сурепка, ярутка полевая (встречается на полях, у дорог, на влажных лужайках, в посевах, на травянистых и каменистых склонах, но может быть использована и как лекарственное растение).
Подводя итог, можно заметить, что крестоцветные - это одно из основных семейств, используемых человеком. Важные огородные растения доставляют обильную и здоровую пищу человеку.
Слайд 10. Жизненные формы растений. Вспоминаем с учащимися, какие жизненные формы растений существуют. Переходим по гиперссылке. Если учащиеся хорошо помнят данный материал, то можно не переходить по гиперссылке и сразу определять жизненные формы растений сем. Крестоцветные.
Возвращаемся на слайд жизненные формы растений сем. Крестоцветные.
Определяем жизненные формы растений сем. Крестоцветные. Проверяем, так ли получилось (кликнув по слайду).
Большинство одно-, двух-, многолетние травы. Полукустарники, очень мало кустарников.
Слайд 11. Тип корневой системы. Вспоминаем с учащимися, какие типы корневых систем существуют и чем они отличаются. Переходим по гиперссылке.
А теперь определяем тип корневой системы растений сем. Крестоцветные (проверяем, кликнув по слайду).
Стержневая (тонкий, короткий). У некоторых образуются корнеплоды.
Слайд 12. Стебель: (вспоминаем с учащимися типы различных стеблей. Переходим по гиперссылке)
Определяем тип стебля растений сем. Крестоцветные (проверяем, кликнув по слайду).
Прямостоячий травянистый.
Слайд 13. Лист. Листорасположение. Вспоминаем отличие простых и сложных листьев и их типы. Переходим по гиперссылке.
Теперь определяем тип листовой пластинки растений данного семейства (проверяем, кликнув по слайду).
Простой цельный с сетчатым жилкованием листа, без прилистников.
Листья могут быть черешковые или сидячие, голые или опушенные (наличие волосков на растении является диагностическим признаком для определения растений сем. Крестоцветные).
Характерно содержание серосодержащих гликозидов. Своеобразный горьковатый вкус растений данного семейства и определяется наличием этих веществ.
Листорасположение очередное, иногда листья собраны в прикорневую розетку.
Слайд 14. Соцветие. Вспоминаем с учащимися типы соцветий различных растений. Переходим по гиперссылке. Теперь определяем тип соцветия растений семейства Крестоцветные, посмотрев на соцветие, и проверяем, кликнув по слайду.
Кистевидное.
Слайд 15. Части цветка. Формула цветка.
Цветки правильные. Обоеполые, однообразно устроенные.
Околоцветник двойной, четырехчленный. Чашечки и лепестки расположены накрест.
Чашелистиков - 4 свободных, лепестков - 4 свободных, тычинок - 6 (4 длинных, 2 коротких), пестик - 1 с верхней завязью.
Записываем формулу цветка.
Цветы желтые и белые, реже розовые, лиловые или другой окраски.
Слайд 16. Плод. Вспоминаем, какие типы плодов существуют. Переход по гиперссылке.
Теперь определяем типы плодов растения семейства Крестоцветные. Кликаем по слайду и проверяем свой ответ.
Это стручки или стручочки (короткий стручок, т.е. длина превышает ширину не более, чем в 3-4 раза), реже орешек.
Закрепление материала.
Слайд 17. Значение растений семейства Крестоцветные (самостоятельная работа по написанию полезных свойств растений сем. Крестоцветные).
Домашнее задание.
Слайд 18. Повторить строение растений сем. Крестоцветные по представленному плану.
Самостоятельно записать в тетрадь признаки растений семейства Пасленовые.
Для учащихся, которые не присутствовали на уроке, зайти на сайт МО естественных наук школы 46, скачать презентацию и самостоятельно с ней поработать.
Дополнительно: сделать презентацию об одном растении сем. Пасленовые (2-5 слайдов).
Слайд 19. Материал для домашнего задания.
Итог урока. Выставление оценок самым активным участникам урока.