Цель: способствовать систематизации и обобщению представлений о бабочке (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание, размножение); активизировать память и внимание детей; развитие связной речи и логического мышления.
Оборудование: иллюстрации бабочек; модель “Жизненный цикл бабочки”; презентация “Бабочки”; цветная бумага.
Предварительная работа: наблюдения за бабочками на прогулке; знакомство с моделью “Бабочка”.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение:
Что за чудная пора,
Порхала бабочка с утра,
Крылышками всё махала,
Польку славно танцевала
Цветку шептала всё она: -
"О, как в него я влюблена,
Его прекрасней нет на свете,
Я говорю сейчас о лете!". А.Сергей
2. - О ком говорится в стихотворении? (О бабочке)
- А как по другому можно назвать бабочку, кто это? (Насекомое)
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
- Как передвигаются бабочки? (Ползает, летает)
- Чем питается бабочка? (Нектаром цветов)
- Как бабочка спасается от врагов? (У неё отпугивающая краска)
- Какую пользу или вред приносят?
3. - Как появляется бабочка? (Рассматривание модели “Жизненный цикл бабочки”)
Превращение имеет 4 цикла:
- яйцо,
- личинка,
- куколка,
- бабочка.
- Большинство бабочек являются опылителями цветковых растений.
- Серьезными вредителями сельского и лесного хозяйства являются непарный и сибирский шелкопряды и шелкопряд-монашенка. Тутовый шелкопряд полностью одомашнен человеком и в диком состоянии не встречается.
- 104 вида занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы,
- 53 вида – в Красную книгу России.
4. Игра в слова
- А сейчас я хочу поиграть в игру “Игра в слова”. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят бабочке.
Словарь: порхает, увёртливая, трудолюбивая, надоедливая, улей, звенит, стрекочет, вредитель, пестрокрылая, большие глаза, защитная окраска, пыльца, нектар, рой.
5. Игра-имитация” “Собери нектар”. (Дети-насекомые и дети-цветы)
6. - Ребята, названия каких бабочек вам известны? (Просмотр презентации “Бабочки”)
7. - Я предлагаю сделать бабочку из цветной бумаги (оригами). (Дети под руководством воспитателя делают бабочку)
8. Итог занятия.