Цели.
Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах наречий, повторить правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Из данных фрагментов сложите строфу известного стихотворения А.С. Пушкина и строфу известного стихотворения Ф.И. Тютчева.
1. Как дитя; мглою небо кроет; то заплачет; крутя; то как зверь; буря; вихри снежные; она завоет.
2. Резвяся и играя; первый гром; люблю грозу; голубом; когда; весенний; как бы; грохочет в небе; в начале мая.
Запишите получившиеся предложения. Сделайте синтаксически разбор.
II. Проверка домашнего задания.
- Рассказать о правописании отрицательных наречий.
- Упражнение 229; в это время у доски 2 учащихся работают по карточкам (приложение 1).
III. Орфографическая диктовка.
Медленный шаг; искусственный цветок; мороженые ягоды; копчёная рыба; жареный хозяйкой картофель; скованный морозом; обдуманный поступок; варёная свёкла; рассеянный взгляд; путаный ответ; встреча организована; бешеный нрав; сожжённое письмо.
IV. Новая тема.
1. Запись на доске:
Грустный – грустно.
Бесстрашный – бесстрашно.
Интересный - интересно.
Обиженный – обиженно.
- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?
- Каким способом образованы наречия?
- От чего зависит написание н и нн в этих наречиях?
2. Чтение материала учебника стр. 110.
V. Закрепление темы.
1. Упр. 234: комментированное письмо.
2. Упр.235: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
3. Цифровой диктант (н – 1, нн - 2).
Неопределённо, туманное утро, жареная рыба, глиняный кувшин, отвечал обдуманно, действия согласованы с начальником, деревянная полка, рассказывал взволнованно, ветреный день, девочка напугана криком, пустынный переулок, объективно оценить, шагать уверенно.
Ключ :2211212211212
VI. Подведение итогов урока.
- От чего зависит выбор н и нн в суффиксах наречий на -о и -е?
Домашнее задание: выучить правило стр.110, упр. 236.
Приложение
Карточка 1
Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.
(Н…)кого я (н…)боюсь, но (н…) с кем я (н…)бранюсь. За многим гнаться, так (н…)чего (н…)иметь. Что за город: и калача купить (н…) на что! Если дело очень любишь, (н…)когда (н…)позабудешь. Завистью (н…)чего (н…)сделаешь.
Карточка 2
Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.
Муравей (н…) по себе ношу тащит, да (н…)кто ему спасибо (н…)скажет. Завистью (н…)чего (н…)сделаешь. (Н…)кто (н…)знает: (н…)кот, (н…)кошка, (н…) поп Ерошка. Просидевший всю жизнь дома (н…) о чём (н…)расскажет. Рядился – рядился, а (н…) к чему (н…)пригодился.