Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и речи. Фонематическое восприятие формируется у ребёнка как первичная форма речевой деятельности и является основой всей сложной речевой системы. Нарушение фонематического восприятия приводит к смешению звуков и заменам их в устной речи, а также заменам соответствующих букв на письме, перестановке букв и слогов, слитному написанию слов в предложении.
Цель данной работы – создание условий для формирования фонематического восприятия учащихся. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по анализу и установлению звуковой структуры слова, количества, последовательности звуков в слове, места звуков и слогов. Фонематическое восприятие у ребёнка развивается при помощи взрослых. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Всю работу по развитию фонематического восприятия можно условно разделить на три раздела: устный анализ предложений по словам, слоговой анализ и синтез, звуковой анализ
Устный анализ предложений со словами. Задания направлены на формирование умения раздельного написания слов в предложении, определения места каждого слова в предложении и развитие речи учащихся. Представленные иллюстрации могут помочь ребёнку при составлении предложений.
Слоговой анализ и синтез. Задания направлены на формирование навыка письма, в частности, записи слов без пропусков и перестановки слогов.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений отмечается, что нарушение фонематического слуха является распространенным, имеет стойкий характер и представляет значительные трудности в формировании и развитии других сторон речи, затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность.
Систематические занятия по анализу предложений, слоговому анализу и синтезу, звуковому анализу активизируют фонематическое восприятие школьников, формируют мыслительные операции и помогают ребенку контролировать свою речь.
Задания на развитие фонематического восприятия младших школьников