Цель урока:
Обучающие:
- привести в систему теоретические знания по теме "Четырехугольники";
- закрепить навыки решения задач по данной теме;
- определить сферы практического применения знаний.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
- развивать пространственное мышление;
- развивать логическое мышление.
Воспитывающие:
- прививать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
- прививать интерес к предмету.
Тип урока: систематизация знаний по теме "Четырехугольники".
Форма урока: общественный смотр знаний в виде соревнования между двумя командами
Оборудование урока:
- компьютер;
- видеопроектор;
- доска;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- карточки с задачами;
- листы с готовыми чертежами;
- карточки с кроссвордами;
- карточки "Танграмы";
- место (роль) мультимедийной разработки в учебном занятии:
Презентация проводится в первой половине урока и помогает систематизировать теоретические знания в игровой форме.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ВСТУПЛЕНИЕ:
"Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия - интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело: Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом".
Сегодня на уроке проведем общественный смотр знаний по теме "Четырехугольники". Зачет проводим в виде соревнования двух команд "Знатоки" и "Умники". Каждой команде будут предложены различные задания, которые нужно быстро и правильно выполнить. Общественное жюри оценит ваши знания и выставит оценки.
Наш девиз:
"Задача, конечно, не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье"
ПЛАН УРОКА. Урок пройдет в три этапа:
- Повторение основных положений теории по теме "Четырехугольники ";
- Применение знаний на практике. Решение задач.
- Итоги урока.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Представление команд
Команда "Знатоки" Наша эмблема - Квадрат. Мы уже знаем квадратное уравнение, квадратный трехчлен, и они стали для нас любимыми. Какой еще четырехугольник может "похвастаться" таким обилием различных свойств и таким количеством осей симметрии? Площадь любой фигуры пытаются измерить только в квадратных единицах. В отделке чаще всего используется квадратная кафельная плитка. Всем хорошо известна картина Малевича "Черный квадрат", кинофильм "Случай в квадрате 34-12" и другие. Даже музыка становится не стерео, а квадро! Из-за равенства сторон, углов и диагоналей квадрат можно сделать символом равенства. Недаром борцы за равенство и справедливость чаще видели небо в квадратную клеточку, а не в какую-нибудь другую.
Начинаем, начинаем
В жизни нет у нас проблем,
Нам в жюри не нужен блат -
Победит и так квадрат!
Победим мы или нет,
Команде соперников - привет!
Нужно, чтобы каждый школьник
Полюбил многоугольник.
Команда "Умники" А наша эмблема - треугольник. Может квадрат и такой многофункциональный, но треугольник от него не отстает. Недаром на обложке нашего учебника изображен именно треугольник. Треугольники бывают равнобедренные, равносторонние и прямоугольные. Мы изучили три признака равенства треугольников. "Треугольник", "Треугольная луна" и "Треугольная шляпа" - фильмы с использованием в названии слова "треугольник". Есть такой музыкальный инструмент - треугольник, а балалайка имеет форму треугольника. Треуголка - шапка, треугольный каблук, треугольный пакет из-под молока. Если присмотреться и взглянуть на окружающий нас мир "сквозь треугольник", много ещё можно найти очертаний этого многоугольника.
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.
Три стороны и три угла и столько же вершин.
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
Все в нашей школе - друзья, дружнее не сыскать.
Мы - треугольников семья, нас каждый должен знать.
Узнает меня очень просто школьник -
Я тупо-, прямо-, остро- угольный треугольник.
Блиц опрос ( На бланке ответов наносят знаки __, если ответ отрицательный, и знак ^ , если ответ положительный, на остальные вопросы записывается ответ. Передаются в жюри.)
Презентация
- Решить кроссворд (задание выполняется командой на листах с кроссвордом) и передать для оценки в жюри.
- Кроссворд составлен учащимися.
Черный ящик. По одному члену команды по очереди выбирают фигуру из черного ящика и отвечают на вопросы. Фигуры на отдельных листах.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Решение задач. Каждая команда получает карточки с задачами. Решают эти задачи в команде за определенное время и передают решение в жюри.
Конкурс художников. Каждая команда за определенное время рисует фигуру, состоящую из различных геометрических фигур.
Готовый рисунок передают в жюри для оценки.
Домашнее задание на тему: "Четырехугольники вокруг нас".
Каждая команда делает сообщение о практическом применении четырехугольников. Жюри оценивает эти сообщения.
Команда "Знатоки"
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожженном участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях. Со временем промежутки между квадратами зарастают.
Игроки, играя в шахматы, фигуры по квадратам передвигают.
Плиточники укладывают плитку в виде ромбов и квадратов - из них получаются красивые узоры, любят меня рисовать на тканях художники, используют в узорах ковровщицы.
Команда "Умники"
В жизни параллелограмм - это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ.
Прямоугольник несёт красоту, чёткость, стройность.
Оглянитесь вокруг: стены, пол, потолок, поверхность стола, футбольное поле, грани карандашей, даже записная книжка - все это прямоугольники. В основании мраморных колонн лежит квадрат.
В сельском хозяйстве применяют квадратно-гнездовой способ посадки культур - урожай при этом лучше. Этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку почвы между рядами.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба.
ИТОГИ УРОКА
Жюри подводит итоги соревнования и выставляет отметки за работу на уроке. (Оценивают не только по занятому месту, но и по степени активности членов команд, опираясь на мнение капитана команды)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мне хочется познакомить вас со старинной игрой "Танграм". Она пришла к нам из Китая, поэтому часто ее называют "китайской головоломкой". Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы с помощью этой игры обучали детей геометрии. Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справиться с этим заданием, тот по имеющимся силуэтам может составить фигуры курочки, гуся и т. д."
Домашнее задание
Выполните практическую работу: разрежьте квадрат для составления четырех фигурок из Танграма: 2 - по образцу, 2 - придумайте сами. Наклейте части на бумагу.
Приложение 4. Карточки "Танграм".
Источники информации
- Журнал "Математика в школе"
- Газета "Математика" приложение к "Первому сентябрю"
- "Занимательная математика и геометрия"
- "Личная методическая копилка"
- https://urok.1sept.ru - Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. 2006 - 2007 учебный год.
- http://www.klyaksa.net - Информатика и ИКТ в школе.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс; - М.:ВАКО.