“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
Я.А. Коменский (“золотое правило дидактики”)
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления объемной наглядности. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении предмета,
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
- простор для творческой и созидательной деятельности.
По мере изучения истории дети могут выбрать любую, наиболее заинтересовавшую их тему и изготовить модель. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д.
Этапы работы
1 этап (организационный)
- Сформулировать тему и конечную цель проекта.
- Выбрать источники, с которыми следует познакомиться учащимся перед началом работы над моделью.
- Обозначить материалы, которые могут использовать учащиеся при изготовлении модели.
- Составить и обсудить с преподавателем примерный план работы.
2 этап (подготовительный)
- Сбор информации.
- Формирование собственного мнения и взгляда по теме.
- Образное представление будущей модели.
- Подбор материалов, из которых будет создана модель
3 этап (основной)
- Техническое выполнение проекта.
4 этап (заключительный)
- Презентация модели.
- Обсуждение модели.
- Оценивание.
Требования к модели.
- Историческая достоверность.
- Аккуратность.
- Оригинальность.
- Работа может быть выполнена индивидуально или коллективно (в зависимости от проекта).
- Учащимся рекомендуется привлекать к работе над проектом родителей.
В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету. Очень часто в работу с удовольствием включаются родители (что приветствуется) и немало времени проводят вместе со своими детьми. Таким образом, решается еще одна важная задача.
Вот примеры проектов.
Средневековый замок.
Материал: пенопласт, пластилин, проволока, фольга, гуашь.
Деревенская изба.
Материал: дерево, картон, бумага, ДВП.
Башня.
Материал: сахар кусковой, клей ПВА, ДВП, картон.
Башмак.
Материал: пластилин.
Подсвечник.
Материал: дерево, ткань
Тематическая выставка экспонатов в кабинете истории.