Занятие по формированию мышления у детей 5–6 лет "Зимние забавы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель занятия: продолжать учить детей адекватно действовать с сыпучим материалом – манной крупой.

Тема занятия: “Зимние забавы” (игра с манной крупой).

Педагогический замысел.

Образовательные задачи:

  1. Учить детей пользоваться лопатой при выполнении практической игровой задачи.
  2. Продолжать формировать у детей представления о непрерывных множествах “много – мало – пусто” (сильная и слабая подгруппа).
  3. Продолжать формировать у детей представления о массе предметов “тяжёлый – лёгкий”.

Коррекционные задачи:

  1. Коррекция наглядно-действенного мышления на основе анализа, синтеза, сравнения в процессе работы с непрерывными множествами.
  2. Коррекция общей координации движений обеих рук в процессе орудийных действии (наполнения ёмкостей манкой и взвешивания их на руках).

Воспитательные задачи:

Воспитание аккуратности в работе с сыпучим материалом.

Речевая задача:

Уточнять и расширять (слабая подгруппа), активизировать (сильная подгруппа) словарь математических терминов.

Словарь.

Активный: крупа, много, мало, снег (на повторе сильная подгруппа).

Пассивный: cнеговик, манная крупа, тяжелый, лёгкий, пусто.

Материал для занятия:

Демонстрационный материал: 2 подноса с манкой, образная игрушка Снеговик, ленты – дорожки красная и жёлтая, метла, совок, ведро для мусора, влажная тряпочка для рук.

Раздаточный материал: 4 маленьких лопаты, три пластиковых прозрачных банки с крышками, 2 непрозрачных бутылки с крышками пустые, 2 непрозрачных бутылки с крышками, наполненные крупой (тяжёлая и лёгкая) для взвешивания.

Педагогические приёмы.

1. Дети рассаживаются на стулья полукругом. Здороваемся с нашим гостем - Снеговиком: гладим его по голове по подражанию и с помощью педагога, вспоминаем текущую часть суток: “Добрый день” <Рисунок 1>.

Рисунок 1

2. Создание мотивации у детей:

“Снеговик плачет, он не может найти снежных дорожек для прогулки”. Дети выполняют по подражанию и совместно фоноритмические упражнения для гласных звуков “а, у”.

“Снег очень похож на манную крупу, он тоже белый и тоже сыплется. Давайте засыплем дорожки для Снеговика манной крупой. Только сначала надо размять наши пальчики”.

3. Дети делают пальчиковую гимнастику по подражанию и с помощью педагога:

“1, 2, 3, 4, 5. Мы во двор пошли гулять (сжимание кулачков).
Мы Снеговика слепили, птичек крошками кормили (имитация движений).
С горки мы потом катались (ладошка гладит ладошку от основания к кончикам пальцев),
А потом – в снегу валялись (поворачиваем ладони вверх – вниз на коленках).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем кисти рук).
Съели суп, и спать пошли (имитация движений)”.

4. Игра с манкой, исследуем свойства манной крупы: производим тактильное взаимодействие с крупой (гладим крупу ладонями - гладкая, зачерпываем ладонями и сыплем, пересыпаем из руки в руку - сыплется, перетираем в ладонях крупинки – состоит из отдельных крупинок). Дети выполняют действия по подражанию и совместно.

5. Педагог показывает образец орудийных действий – наполнение банки лопатой: крупа похожа на снег, такая же белая и – сыплется так же: “Наберём для Снеговика крупы и засыплем ею дорожки”.

6. Орудийные действия детей с манкой: Дети наполняют 2-х прозрачные банки, стоя вокруг столов (совместно – слабая подгруппа и по образцу – сильная подгруппа), сравнивают с помощью педагога количество крупы в банках - “одинаково”. Затем отсыпают из одной банки крупу (сильная подгруппа - по указанию), закручивают их крышками с помощью педагога и относят их Снеговику <Рисунок 2>.

Рисунок 2

7. Сравниваем наглядно с помощью педагога непрерывные множества крупы в прозрачных банках: “много (первая банка) – мало (вторая банка) - пусто (третья банка)”. Для наглядности обозначаем количество крупы в банках жестами, разводя руки в сторону широко и узко, дуем в пустую банку “у-у-у”, исследуем её тактильно рукой.

8. Дети пересыпают крупу с помощью педагога из банок в 2 непрозрачные бутылки, взвешивают на руках совместно с педагогом бутылки с малым и большим количеством крупы, производят с помощью педагога смену бутылок в руках - уточнение понятий “тяжёлый – лёгкий” <Рисунок 3>.

Рисунок 3

9. Дети по указанию педагога дарят Снеговику ту бутылку, которая “тяжёлая” и помогают Снеговику посыпать крупой дорожки, чтобы они были красивые, “заснеженные” и ему приятно было по ним гулять.

10. Снеговик “благодарит” детей за помощь. Дети прощаются со Снеговиком и уходят отдыхать.