Цели:
1) Познакомить детей с экологическими проблемами местности.
2) Продолжать развивать умения детей находить экологические связи в природе, знакомить с охранными мероприятиями по сохранению численности редких животных.
3) Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду.
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, видеозаписи, слайды, книги для рекомендации по теме.
1. Введение в занятие.
Звучат голоса птиц. (Приложение 1)
Читает учитель:
“Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету”.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету. (Яков Аким “Береги свою планету”)
- И как называется эта планета? - Земля
- К кому это обращение? Скажите, о чём сегодняшнее наше занятие?
1. Показать, что в природе всё взаимосвязано.
2. Показать, что человек должен знать природные связи. Знать, что их нарушать нельзя, так как нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.
3. Помочь научиться строить всем своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий свои поступков.
- Какая наука занимается этими проблемами? - Экология
- Что такое экология? - экос - наука.. логос - дом. наука о природном доме.
2. Организация занятия. Класс разделён на группы.
Загадка.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек… (Лес)
Я приглашаю вас в путешествие по лесу, не просто по тропинке лесной, а мы пойдём экологическими тропами. (Приложение 2)
3. Лесная тропинка. Задание по группам.
Вспомним правила поведения в лесу. (По типу брейн-ринга).
(Отвечают группы по очереди)
Звучат голоса птиц – на экране – картинка леса. (Приложение 1, 2)
Посмотрите направо… налево… Это интересно!!!!
(Рассказывают дети)
Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Грач следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Значит птицы-наши…? Друзья!
4. Мы в лесу не одни… Встреча с группой экологов.
Кто такие экологи?
Они поведали нам о том, что мы не можем встретить так часто как бы хотелось…
Рассказ учителя о Красной книге Архангельской области.
Показ слайдов.
Животные из Красной книги…называю животных. (Приложение 3)
Дети в группах прочитывают материал готовят ответ на вопрос – “Почему это животное попало в Красную книгу”? Вывод.
- Почему эти животные попали в Красную книгу? Были нарушены связи … какие?
Окружающая среда - растения – животные - человек. (Показ демонстрационных кругов … исчезнет одна составная часть - получится дыра)
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.
А потом мы дружно встали – великанами мы стали.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли и немножечко устали…
5. Поэтому … Я хочу предложить вам побыть в роли экологов и решить некоторые экологические проблемы. (Следующая экологическая тропа)
- Человечество за годы своего существования на планете Земля успело неоднократно убедиться в том, что любое вмешательство в природу не проходит бесследно. Однако от этого интерес к сокровищам земных недр не угасает.
О том, что за собой повлечет разработка алмазного месторождения “Ломоносовское”. (Архангельская область)
Там алмазы добываются открытым карьерным способом.
Из негативов выяснили следующее. В условиях заболоченности почв, наличие реки, которая является нерестилищем для семги и другой рыбы делает промышленность технологически и экологически опасной.
Напомню, что река Золотица протекает по карьеру трубки Архангельская. “Севералмаз” в свое время выкопал обводной канал, сделал дамбу и пустил реку по искусственному руслу. Дамбу они делали в зимний период, насыпали из мерзлых грунтов. Но так ограничительную дамбу делать нельзя. Она будет сильно фильтруема, и вода из канала будет сообщаться с водой из карьера. Во-вторых, могут быть прорывы, и это можно назвать экологической проблемой и нарушением промышленной безопасности.
- Какие последствия для растительности и животных ?
- Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу…ученикам всей школы ? (Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получится их трёх хвойных деревьев) .. 81 … 1902.
- На сегодняшний день в России существует 101 государственный природный заповедник (общая площадь 33, 7 млн.га) и 39 национальных парков, площадью 7 млн.га., в стадии разработки находится документация еще по 4 национальным паркам и 2 заповедникам, которые планируется создать в ближайшее время, а вообще их число постоянно увеличивается к 2015 году планируют увеличить количество В? (В 2,5 раза).
6. Знаете ли вы...что?.. (Дети в группах работают с материалом, обсуждают, рассказывают всем присутствующим о том важном, о чём только что узнали)
- Катастрофа – оз. Театральное. Выброс горячей воды. Рыба погибла. Около сорока лет назад отсюда брали песок для засыпки болота, на котором рос большой город. В восьмидесятых на берегу котлована построили драмтеатр и назвали озеро "Театральным". Сегодня здесь постоянно чувствуется запашок. Часто люди видят в притоках озера мертвую рыбу. Однако власти говорят, что канализационных стоков в озеро вообще не поступает. Хотя, по словам первого заместителя главы администрации Северодвинска Василия Дюкарева, стоки попадают в озеро, но только если случается авария. Вероятно, аварии на канализационных сетях случаются гораздо чаще, чем думают власти.
- В Северодвинске регулярно собирается Координационный экологический совет при мэре города. По инициативе общественности разрабатывается концепция экологического развития муниципального образования "Город Северодвинск". С другой стороны, экологи Архангельска в ряде вопросов демонстрируют более высокий экспертный уровень. Одним из ближайших совместных проектов, в котором в качестве экспертов готовы принять участие волонтеры "Этаса", может стать публичная дискуссия "Нужна ли Северодвинску атомная энергетика?".
- Низкая минерализация и высокая цветность питьевой воды из природного источника - реки Солзы. По словам экологов, питьевая вода в Северодвинске характеризуется повышенным содержанием железа, отсутствием йода, фтора, низким содержанием кальция. Также к вредным факторам относится загрязнение воздуха выбросами оборонных предприятий, ТЭЦ и автотранспорта, накопление в почве солей тяжелых металлов и воздействие на здоровье северодвинцев малых доз радиации. Воздействие всех этих факторов на здоровье человека и просят предусмотреть экологи при разработке экологической концепции города.
-Территория Куртяева обозначена как особо охраняемая, но, по сути, сегодня региональная власть не имеет возможности вплотную заниматься проблемами уникального природного объекта, – сообщил председатель координационного Совета мэр Северодвинска Михаил Гмырин.
В настоящее время чистоту и порядок в урочище поддерживают предприниматели (ООО “Куртяево”) и городские организации. В частности, представители общественной организации многодетных семей “СемьЯ” регулярно убирают здесь мусор, а МУП ЖКК организует вывоз мусора с территории памятника природы.
- Экологи двух городов-Архангельска и Северодвинска договорились о совместных действиях на фронте борьбы с генно-модифицированными продуктами, сотрудничестве в озеленении городских территорий, в решении проблемы бытовых отходов, и других. С большим интересом экологи знакомились с методами работы друг друга. "Нам есть чему поучиться у северодвинцев", - считает участник встречи Алексей Попов. "Например, впечатляет то, что в Северодвинске регулярно собирается Координационный экологический Совет при мэре города.
- Северодвинск и Плесецкий район — лучшие в проведении Дней защиты от экологической опасности в Архангельской области. Для повышения экологической культуры населения нужно работать с подрастающим поколением — “пусть дети воспитывают родителей”.
- На территории региона выявлено более 300 объектов размещения отходов. Ни на всех из них соблюдаются необходимые экологические и санитарные требования. В частности, существуют проблемы по сбору и утилизации люминесцентных ламп, автомобильных шин, нефтепродуктов, а также отходов бумаги, стекла, пластмасс.
7. Идём дальше. В вышли к речке. (Приложение 4)
Сергей Михалков
Прогулка (отрывок)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
А в наших краях таких мест, к сожалению, немало.
На последней фотографии – наш класс у речки. Чистое место с трудом нашли.
Давайте придумаем плакаты для жителей нашего микрорайона, идущих этой дорогой на дачные участки… отдыхающие тоже идут этой дорогой. (Работают в группах)
8. Итог.
- Чем запомнилось занятие!?
От кого зависит – какой будет и дальше наша Земля?