В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.
Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Проектная деятельность имеет следующие особенности:
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Педагоги нашего детского сада разделяют позицию доктора биологических наук Т.В.Потаповой о том, что предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы “Детство” Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой.
Представляем информационную карту проекта, проведенного в нашем детском саду.
Информационная карта проекта
МАДОУ “Детский сад № 49”
- Полное название проекта:
В рамках биологической экологии:
1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
2. Изучение взаимодействия птиц с окружающим миром в ходе наблюдение экологических игр во время совместной деятельности.
3. Систематизация знаний в процессе наблюдений и экспериментирования.
В рамках прикладной экологии:
1. Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
2. Природоохранная деятельность (осуществление экологической акции “Подари птичке кормушку”).
3. Планирование и проведение организованной деятельности, совместной деятельности, режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
10. Вид проекта: межгрупповой.
11. Сроки проведения: краткосрочный (неделя 09.11 – 12.11).
12. Участники: педагоги, дети, родители.
13. Возраст детей: 5–6 лет.
14. Форма проведения: дневная (в рамках организации образовательного процесса и в повседневной жизни с учетом принципов интеграции).
15. Ожидаемые результаты (продукт проекта)
- Повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников.
- Осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом направлений экологии (биологического, прикладного).
- Гармоничное формирование разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям природы – птицам.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Успешное интеллектуально – личностное развитие воспитанников.
- Пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Проект “Кормушка для птиц”
Тип: исследовательско-творческий.
Участники: воспитатели старшей группы, дети, родители.
Масштаб: краткосрочный (2 недели).
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смодулированной проблемной ситуации.
Проблема: как помочь птицам пережить холодную зиму.
Задачи:
- расширять знания о зимующих птицах;
- поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
- воспитывать заботливое отношение к птицам;
- помочь в создании определенного продукта (кормушки).
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Моделирование ситуации. 2. Выявление проблемы. 3. Определение продукта деятельности. |
1. Игровая ситуация: “Утром дети приходят в детский сад и видят за окном на карнизе птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, синица). Вместе с воспитателем дети выясняют, зачем к ним прилетели птицы? 2. Какая помощь нужна птицам? Что мы сможем сделать, чтобы им помочь? 3. Задача: сделать кормушки, запастись кормом для птиц. |
1. Вхождение в игровую ситуацию. 2. Освоение и принятие проблемы: как помочь птицам? 3. Уточняют задачу: какие могут быть кормушки, чем питаются зимующие птицы (корм для птиц). |
2. Организация работы по решению проблемы. | 1. Воспитатель помогает
спланировать деятельность: - выбор объекта деятельности (зимующие птицы), - форма сбора информации (кормушки разных видов, корм для зимующих птиц). 2. Помогает разделиться на группы, используя карточки-схемы. |
1. Выбор объекта (зимующие птицы). 2. Планирование деятельности. 3. Разделение на группы. |
3. Практическая деятельность по решению проблемы. | 1. Оказывает практическую помощь (информация о разных видах кормушек, карточки – схемы о корме для птиц). | 1. Проводят деятельность в соответствии с задачей (приносят корм, изготовляют кормушки). |
4. Презентация продукта деятельности. | 1. Презентация кормушки. | 1. Предоставление корма для птиц. |
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений (текст). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей (текст). Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
- Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд.3-е. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 244 с.