Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период.

Основные понятия: самозванчество, смута, самодержавие, “бунташный” век, закрепощение крестьянства, раскол, старообрядцы, Соборное Уложение 1649 года, присоединение Украины к России, реформы государственного управления, новые явления в культуре.

Важнейшие даты: 1605 г. – воцарение Лжедмитрия I; 1609–1611 гг. – оборона Смоленска; 1612 г. – освобождение Москвы от поляков; 1613 г. – Земский Собор. Избрание на царство Михаила Романова; 1648 г. – начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. – Переяславская рада; 1654–1667 гг. – русско-польская война; 1686 г. – “Вечный мир” с Речью Посполитой; 1648 г. – морской поход С. Дежнева; 1649 г. – Соборное Уложение; 1654 г. – начало церковной реформы; 1670–1671 гг. – восстание Степана Разина; 1682 г. – отмена местничества; 1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии.

Выдающиеся личности: Василий Шуйский, Лжедмитрий, Филарет, Борис Годунов, Минин, Пожарский, Михаил Романов, Алексей Михайлович, И. Болотников, С. Разин, Никон, Аввакум, Богдан Хмельницкий, Ртищев, Ордин-Нащекин, Софья, Федор, Голицын.

Ход урока

I. Тестовые задания.

1. Что из названного было следствием Смуты?

1) Экономическое разорение страны,
2) пресечение царской династии,
3) установление местничества,
4) учреждение патриаршества.

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) правление Лжедмитрия I,
Б) избрание на престол Михаила Романова,
В) царствование Василия Шуйского,
Г) правление Семибоярщины.

Ответ: АВГБ

3. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:

1) 1617 г., 1618 г.
2) 1606 г., 1607 г.
3) 1670 г., 1671 г.
4) 1648 г., 1662 г.

4. Что из названного было результатом восстания в Москве 1662 г.?

1) Введение подушной подати.
2) Введение налога на соль.
3) Отмена медных денег.
4) Отмена урочных лет.

5. К главным особенностям народных движений ХVII в. нельзя отнести:

а) массовый состав участников;
б) многочисленность выступлений;
в) создание восставшими собственных армий;
г) поддержку движений из-за границы.

6. Государство, в котором власть монарха сочетается с существованием органов, составленных из депутатов от дворян, духовенства и горожан, называется:

а) абсолютной монархией;
б) конституционной монархией;
в) сословно-представительной монархией ;
г) олигархией.

7. Как называлась система замещения высших должностей в Московском государстве в XVI – конце XVII в.?

1) кормление;
2) местничество;
3) опричнина;
4) земщина.

8. Соборное уложение 1649 г. не предусматривало:

а) вечное право хозяев на розыск беглых крестьян;
б) увеличение срока розыска беглых крестьян до 9 лет;
в) защиту интересов богатых горожан;
г) введение понятия “государственное преступление.

9. Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения крестьян. Запишите цифры в правильной последовательности.

1) Соборное уложение.
2) Указы о “заповедных летах”.
3) Судебник 1497 г.
4) указы об “урочных летах”.
Верный ответ: 3241

10. По условиям заключенного в 1617 г. Столбовского мирного договора Россия:

а) утратила выход к Балтийскому морю;
б) получила выход к Балтийскому морю;
в) возвратила смоленские земли;
г) утратила смоленские земли.

11. Производство, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, называется:

а) мануфактурой;
б) фабрикой;
в) заводом;
г) верфью.

12. Для экономического развития России в ХVII в. не было характерно:

а) формирование всероссийского рынка;
б) зарождение мануфактурного производства;
в) появление мелкотоварного производства;
г) формирование рынка свободной рабочей силы.

13. Протопоп Аввакум был:

а) одним из авторов церковной реформы;
б) царским духовником;
в) лидером противников церковной реформы;
г) наставником царских детей.

14. Усиление хозяйственных связей и обмен товаров между разными частями страны, основанный на экономической специализации территорий, называются:

а) протекционизмом;
б) всероссийским рынком;
в) мануфактурным производством;
г) ярмаркой.

15. Церковная реформа патриарха Никона не предусматривала:

а) исправление церковных книг;
б) введение крещения тремя пальцами;
в) замену земных поклонов поясными;
г) верховенство власти патриарха над властью царя.

16.Установите соответствие между названиями памятников культуры и именами их создателей.

1) храм Василия Блаженного;
2) икона “Троица”;
3) Успенский собор Московского Кремля;
4) “Домострой”;
а) Симон Ушаков;
б) Аристотель Фьораванти;
в) Сильвестр;
г) Барма и Постник;
Ответ: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

II. Установите соответствие портретов и имен. (Презентация.)

III. Задания для фронтального опроса.

  1. Почему патриарх Филарет пришел к власти только в 1619 году, а не в 1613 году?
  2. Назовите европейских правителей, современников Филарета и Михаила Романова.
  3. Каким образом Россия вернула Новгород?
  4. Почему украинские казаки предпочли объединиться с Россией, а не с Польшей?
  5. Перечислите отличия типичного русского храма XVII в. От типичного храма XVI-XV вв. Назовите известные храмы XVII в.

IV. Исторические задачи.

1. Иван Сусанин завел в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей. Почему награда досталась мужу дочери, а не ей самой?

Ответ: В России почти любой счет шел от мужских душ. Права мужчин, таким образом, превалировали над бесправными женщинами.

2. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ориентировались на Западную Европу. Однако правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров т специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование. Почему?

Ответ: Церковь сопротивлялась всяким нововведениям. Она опасалась проникновения в русские души “западной заразы”, которая поколеблет и православие, и “русскость”, и, вероятно, их положение в обществе.

3. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и напишите имя государя, к которому относится эта характеристика.

“Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец”.

Ответ: Алексей Михайлович

4. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите название этого документа.

“Также буде кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет. Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств”.

Ответ: Соборное Уложение 1649 г.

V. Впишите правильные буквы вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. Образованный человек должен грамотно писать понятия и термины.

1. С_кул_ризация
2. _бс_лютизм
3. Сем_б_ярщ_на
5. Д__скр__м__нация

Ответ:

1. Секуляризация – конфискация церковных земель.
2. Абсолютизм – форма правления в условиях феодального государства, когда царю, императору, монарху и т.п. принадлежит верховная власть.
3. Семибоярщина – правительство России после свержения В. Шуйского в 1610 г. (Милославские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Лыковы, Романовы, Шереметевы.)
5. Дискриминация – ущемление прав по тем или иным признакам.