Цель урока:
- Повторить и привести в систему знания о составе, свойствах углеводородов.
- Закрепить умения решать задачи, составлять уравнения реакций с участием углеводородов, находить среди веществ вещества, изомерные друг другу, вещества, которые будут гомологами.
- Реализовать дифференцированный подход к учащимся, чем создается психологически благоприятная ситуация для каждого.
- Развить интерес к химии и познавательной деятельности, образное мышление.
Оборудование: контрольные листы.
Учитель: Ребята, мы закончили изучать углеводороды. Большое внимание уделяли понятиям – гомологи, изомеры; решали задачи нового типа – задачи на вывод молекулярной формулы (по известной массе продуктов сгорания и относительной плотности, и по массовым долям элемен6тов и относительной плотности). На сегодняшнем уроке мы должны повторить и привести в систему знания о составе и свойствах углеводородов; закрепить умения решать задачи; составлять уравнения реакций с участием углеводородов; находить среди веществ вещества, изомерные друг другу, вещества, которые будут являться гомологами;; развить интерес к учению и познавательной деятельности.
Итак, записываем тему урока в тетради.
“Обобщающе-контролирующий урок по теме “Углеводороды”.
Учитель: К доске вызываю 2-х учеников. Они получают задания.
На доске дана краткая запись условия задачи.
Дано: W (С) = 85,7 % Д H2 (CxHy) = 28 _______________ М.ф.
|
Дано: m (A) = 2,1 г m (CO2) = 6,6г m (H2O) = 2,7 г Д H2 (A) = 35 _______________ М.ф. |
По краткой записи ее условия составить задачу и решить ее. Вывести молекулярную формулу и составить структурные формулы возможных изомеров. Дать названия вещества и указать класс веществ.
Учитель: “К переносной доске вызывается ученик. Он получает задание: “Даны вопросы. Ответы внести в таблицу знаком “+”.
– У каких углеводородов общая формула CnH2n-2?
– Для каких углеводородов характерны реакции, идущие по свободно-радикальному
механизму?
– У каких углеводородов плоская форма молекул?
– У каких углеводородов длина связи равна 0,120 Нм?
– Какие углеводороды вступают в реакцию гидрирования?
– Для каких углеводородов характерна sp2– гибридизация?
– Какие углеводороды взаимодействуют с хлором?
– У каких углеводородов валентный угол равен 1800?
– Для каких углеводородов характерно 3 (третье) валентное состояние атома
углерода?
– Какие углеводороды имеют общую формулу CnH2n?
Углеводороды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Предельные | ||||||||||
Циклопарафины | ||||||||||
Этиленовые | ||||||||||
Диеновые | ||||||||||
Ацетиленовые | ||||||||||
Ароматические |
Учитель: Пока ребята работают у доски, мы будем работать с контрольным листом “Теоретические вопросы”. (У каждого на парте есть такой лист с вопросами.)
Теоретические вопросы (для фронтального опроса):
- Для каких углеводородов характерны реакции замещения?
- Какие углеводороды обесцвечивают бромную воду?
- Какие углеводороды вступают в реакции полимеризации?
- Для каких углеводородов характерны сопряженные связи?
- Для каких углеводородов характерно 2 валентное состояние атома углерода?
- Для каких углеводородов характерна sp3 – гибридизация?
- У каких углеводородов реакции идут по ионному механизму?
- Какова форма молекулы в пространстве у углеводородов ряда ацетилена?
- У каких углеводородов валентный угол равен 120 0?
- У каких углеводородов длина связи равна 0,134 Нм?
- Какие углеводороды вступают и в реакции замещения, и в реакции присоединения (проявляют свойства предельного и непредельного углеводородов)?
- Какие вещества называются гомологами?
- Какие вещества являются изомерами?
Ответив на все вопросы, проверив задания у трех ребят, работающих у доски, переходим к выполнению следующего задания.
Учитель: Предлагаю ребятам взять контрольный лист “Программированный контроль” и чистый лист бумаги для ответа. Работу выполняем по вариантам. Ответ заключается в написании буквы, которая является шифром правильного ответа. Задание рассчитано на 3–5 минут.
“Программированный контроль”.
1-й вариант.
Какова общая формула алкенов?
а) CnH2n+2
б) CnH2n-2
в) CnH2n-1
г) CnH2n
2. Какое уравнение химической реакции соответствует реакции гидрирования?
а) C2H4 + H2>
б) C2H2+ HCl →
в) CH4 → C2H2 + H2
г) C2H4 +H2O →
3. Какова формула радикала винила?
а) CH3 –
б) C2H5 –
в) CH2 = CH –
г) CH2 = CH2
4. Какова формула гексахлорана?
а) C6H5Cl
б) C6Cl6
в) C6H6Cl6
г) C2H5Cl
5. Какой валентный угол характерен для атома углерода в состоянии sp-гибридизации?
а) 1090 28’
б) 1200
в) 1800
г) 1500
2-й вариант.
1. Какова общая формула алкинов?
а) CnH2n+2
б) CnH2n
в) CnH2n-2
г) CnH2n-1
2. Какое уравнение химической реакции соответствует реакции дегидрирования?
а) C2H4 + Cl2>
б) C2H6 → C2H4 + H2
в) C2H2 + HCl>
г) C2H6 +O2 →
3. Какова формула радикала этила?
а) C2H5 –
б) CH2 = CH –
в) C5H11 –
г) C6H5 –
4. Какова формула полиэтилена?
а) (– CH2 – CH2 –)n
б) (– СГ2 – СГ2 –)n
в) (– СH2 –CHCl –)n
г) C2H4
5. В каком валентном состоянии находится атом углерода в молекулах циклопарафинов?
а) sp2
б) sp3
в) sp
г) sp4
После того, как работы собраны, предлагаю консультанту (сильному ученику) проверить их.
Учитель: К доске выходят 2 ученика и получают задания на карточках “Закончить уравнения реакций”.
Учитель: Пока ребята работают у доски, остальным предлагаю на выданных чистых листах бумаги выполнить задание из контрольного листа “Дифференцированная письменная работа” по теме “Генетическая связь между классами углеводородов”.
Те учащиеся, которых устраивает оценка “3”, выполняют задание I варианта, на оценку “4” выполнить задание II варианта и на оценку “5” – III варианта.
“Дифференцированная письменная работа по теме “Генетическая связь между классами углеводородов”.
I вариант.
Используя таблицу, распределите по классам вещества, имеющие следующий состав:
Предельные | Циклопарафины | Этиленовые | Ацетиленовые | Диеновые | Ароматические |
II вариант.
Как можно осуществить следующие превращения:
C2H6 → C2H4 → C2H2 → C6H6 → C6H5Cl
Напишите уравнения соответствующих реакций, указав условия их протекания.
III вариант.
Используя следующую схему:
Напишите уравнения реакций превращения конкретных веществ. Укажите условия их течения.
В конце урока контрольные листы и листы с ответами учащиеся сдают учителю на проверку.
Отметку выставляю каждому, учитывая работу на уроке и ответы по контрольным листам.