Обобщающий урок химии. Тема: "Ароматические углеводороды"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Повторить и привести в систему знания о составе, свойствах углеводородов.
  2. Закрепить умения решать задачи, составлять уравнения реакций с участием углеводородов, находить среди веществ вещества, изомерные друг другу, вещества, которые будут гомологами.
  3. Реализовать дифференцированный подход к учащимся, чем создается психологически благоприятная ситуация для каждого.
  4. Развить интерес к химии и познавательной деятельности, образное мышление.

Оборудование: контрольные листы.

Учитель: Ребята, мы закончили изучать углеводороды. Большое внимание уделяли понятиям – гомологи, изомеры; решали задачи нового типа – задачи на вывод молекулярной формулы (по известной массе продуктов сгорания и относительной плотности, и по массовым долям элемен6тов и относительной плотности). На сегодняшнем уроке мы должны повторить и привести в систему знания о составе и свойствах углеводородов; закрепить умения решать задачи; составлять уравнения реакций с участием углеводородов; находить среди веществ вещества, изомерные друг другу, вещества, которые будут являться гомологами;; развить интерес к учению и познавательной деятельности.

Итак, записываем тему урока в тетради.

“Обобщающе-контролирующий урок по теме “Углеводороды”.

Учитель: К доске вызываю 2-х учеников. Они получают задания.

На доске дана краткая запись условия задачи.

Дано:
W (С) = 85,7 %
 Д H2 (CxHy) = 28
_______________
М.ф.
 

 

Дано:
m (A) = 2,1 г
m (CO2) = 6,6г
m (H2O) = 2,7 г
Д H2 (A) = 35
_______________

М.ф.

  По краткой записи ее условия составить задачу и решить ее. Вывести молекулярную формулу и составить структурные формулы возможных изомеров. Дать названия вещества и указать класс веществ.

Учитель: “К переносной доске вызывается ученик. Он получает задание: “Даны вопросы. Ответы внести в таблицу знаком “+”.

– У каких углеводородов общая формула CnH2n-2?
– Для каких углеводородов характерны реакции, идущие по свободно-радикальному механизму?
– У каких углеводородов плоская форма молекул?
– У каких углеводородов длина связи равна 0,120 Нм?
– Какие углеводороды вступают в реакцию гидрирования?
– Для каких углеводородов характерна sp2– гибридизация?
– Какие углеводороды взаимодействуют с хлором?
– У каких углеводородов валентный угол равен 1800?
– Для каких углеводородов характерно 3 (третье) валентное состояние атома углерода?
– Какие углеводороды имеют общую формулу CnH2n?

Углеводороды 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Предельные                    
Циклопарафины                    
Этиленовые                    
Диеновые                    
Ацетиленовые                    
Ароматические                    

Учитель: Пока ребята работают у доски, мы будем работать с контрольным листом “Теоретические вопросы”. (У каждого на парте есть такой лист с вопросами.)

Теоретические вопросы (для фронтального опроса):

  1. Для каких углеводородов характерны реакции замещения?
  2. Какие углеводороды обесцвечивают бромную воду?
  3. Какие углеводороды вступают в реакции полимеризации?
  4. Для каких углеводородов характерны сопряженные связи?
  5. Для каких углеводородов характерно 2 валентное состояние атома углерода?
  6. Для каких углеводородов характерна sp3 – гибридизация?
  7. У каких углеводородов реакции идут по ионному механизму?
  8. Какова форма молекулы в пространстве у углеводородов ряда ацетилена?
  9. У каких углеводородов валентный угол равен 120 0?
  10. У каких углеводородов длина связи равна 0,134 Нм?
  11. Какие углеводороды вступают и в реакции замещения, и в реакции присоединения (проявляют свойства предельного и непредельного углеводородов)?
  12. Какие вещества называются гомологами?
  13. Какие вещества являются изомерами?

Ответив на все вопросы, проверив задания у трех ребят, работающих у доски, переходим к выполнению следующего задания.

Учитель: Предлагаю ребятам взять контрольный лист “Программированный контроль” и чистый лист бумаги для ответа. Работу выполняем по вариантам. Ответ заключается в написании буквы, которая является шифром правильного ответа. Задание рассчитано на 3–5 минут.

“Программированный контроль”.

1-й вариант.

Какова общая формула алкенов?

а) CnH2n+2
б) CnH2n-2
в) CnH2n-1
г) CnH2n

2. Какое уравнение химической реакции соответствует реакции гидрирования?

а) C2H4 + H2>
б) C2H2+ HCl →
в) CH4 → C2H2 + H2
г) C2H4 +H2O →

3. Какова формула радикала винила?

а) CH3
б) C2H5
в) CH2 = CH –
г) CH2 = CH2

4. Какова формула гексахлорана?

а) C6H5Cl
б) C6Cl6
в) C6H6Cl6
г) C2H5Cl

5. Какой валентный угол характерен для атома углерода в состоянии sp-гибридизации?

а) 1090 28
б) 1200
в) 1800
г) 1500

2-й вариант.

1. Какова общая формула алкинов?

а) CnH2n+2
б) CnH2n
в) CnH2n-2
г) CnH2n-1

2. Какое уравнение химической реакции соответствует реакции дегидрирования?

а) C2H4 + Cl2>
б) C2H6 → C2H4 + H2
в) C2H2 + HCl>
г) C2H6 +O2

3. Какова формула радикала этила?

а) C2H5
б) CH2 = CH –
в) C5H11
г) C6H5

4. Какова формула полиэтилена?

а) (– CH2 – CH2 –)n
б) (– СГ2 – СГ2 –)n
в) (– СH2 –CHCl –)n
г) C2H4

5. В каком валентном состоянии находится атом углерода в молекулах циклопарафинов?

а) sp2
б) sp3
в) sp
г) sp4

После того, как работы собраны, предлагаю консультанту (сильному ученику) проверить их.

Учитель: К доске выходят 2 ученика и получают задания на карточках “Закончить уравнения реакций”.

Учитель: Пока ребята работают у доски, остальным предлагаю на выданных чистых листах бумаги выполнить задание из контрольного листа “Дифференцированная письменная работа” по теме “Генетическая связь между классами углеводородов”.

Те учащиеся, которых устраивает оценка “3”, выполняют задание I варианта, на оценку “4” выполнить задание II варианта и на оценку “5” – III варианта.

“Дифференцированная письменная работа по теме “Генетическая связь между классами углеводородов”.

I вариант.

Используя таблицу, распределите по классам вещества, имеющие следующий состав:

Предельные Циклопарафины Этиленовые Ацетиленовые Диеновые Ароматические
           

II вариант.

Как можно осуществить следующие превращения:

C2H6 → C2H4 → C2H2 → C6H6 → C6H5Cl

Напишите уравнения соответствующих реакций, указав условия их протекания.

III вариант.

Используя следующую схему:

Напишите уравнения реакций превращения конкретных веществ. Укажите условия их течения.

В конце урока контрольные листы и листы с ответами учащиеся сдают учителю на проверку.

Отметку выставляю каждому, учитывая работу на уроке и ответы по контрольным листам.