Цели:
Образовательные:
- Практическое закрепление знаний, умений и навыков по теме.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие “орфографической зоркости”.
Коррекционные:
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения обобщать и строить причинно-следственные связи.
- Развитие внимания.
Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к чужому труду, умения работать в группе.
Оборудование: таблицы оптимального чтения, карточки с индивидуальными заданиями, конверты, тетради, ручки, простые карандаши.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Организация начала занятия. |
|||||
Добрый день ребята. Начнем наше занятие как обычно с “гимнастики для глаз”. | Дети выполняют упражнения для глаз под руководством учителя. | ||||
2. Актуализация знаний детей по теме занятия. |
|||||
Садитесь ребята. Сегодня мы продолжаем работать над
темой “Проверяемые безударные гласные в корне слова”.
Для начала, повторим как надо действовать если в корне слова есть гласный в слабой позиции. Итак, для нас важно чувствовать ударение. Давайте потренируем это умение. Хорошо! Открываем тетради. Записываем число. |
Дети проговаривают правило подбора проверочных слов. Чтение таблиц оптимального чтения. Варьирование положения ударной гласной.[1] Запись числа в тетради.
|
||||
3. Основная часть. |
|||||
В конвертах у каждого из вас есть карточки с заданиями.
Возьмите их (Приложение 1). Ваша задача:
найти и подчеркнуть в ряду букв слова, выделить в словах корень. Давайте прочитаем получившиеся слова. Читаем, выделяя ударную гласную. Запишите в тетради только те слова, в корне которых есть безударная гласная. Подберите проверочные слова. Не забывайте выделять корень и ставить знак ударения. Молодцы. Я вижу, что сегодня я могу предложить вам более сложные задания. На доске ряд слов. (Трава, отрава, травушка, травинка). Чтение слов. Что общего у всех этих слов? Правильно. Но я прошу вас подумать и зачеркнуть лишнее слово. Разъяснение и объяснение значения слов. Составление предложений с данными словами (устно). Теперь найдите и подчеркните слово, в корне которого есть гласный в слабой позиции. Назовите слова, которые могут быть проверочными. |
Дети подчеркивают в карточке слова и выделяют корни
слов.
Чтение слов. Запись слов. Проверка.
Эти слова имеют одинаковый корень. Выбор слова, которое не является родственным. Разъяснение и объяснение значения слов. Составление предложений с данными словами (устно). Выбирают слово с безударной гласной в корне (трава, травинка). Травушка, травы, травка. |
||||
Физкультминутка. |
|||||
|
Дети повторяют слова в сочетании с движениями. | ||||
3. Основная часть. |
|||||
Играем в “Слоговой конструктор”. Давайте повторим
правила игры.
Ребята, вы выполнили много тренировочных упражнений, а теперь поработайте самостоятельно. Я буду произносить слова, в корне которых гласный в слабой позиции. Ваша задача мысленно подобрать проверочное слово и записать только гласную букву, которая должна быть в корне слова. Лицо, перо, вязать, снежок, столбы, кривой, плохой, старик, плечо, каток. Проверьте себя (на доске материал для проверки – ряд букв И Е Я Е О И О А Е А) Возьмите карточки которые лежат у вас на столах. (Приложение 2) Вставьте пропущенные буквы в слова и приготовьтесь к орфографическому чтению. |
Слова записываются по слогам, ставится ударение,
подчеркивается ударный слог. Из ударных слогов складывается новое слово.
В корне есть безударная гласная –О. Проверочного слова нет. Слово собака – словарное. Корень слова – сторон. В корне есть две безударные гласные. Проверочные слова – стороны, сторонка. Дети записывают только безударные гласные.
Дети сверяют свои ответы с образцом. Орфографическое чтение пословиц и поговорок, проверка, комментирование.
|
||||
4. Подведение итогов занятия. |
|||||
Наше занятие подошло к концу.
И я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу. |
Выбирают карточку с отметкой (5, 4 или 3). |
Литература.
- Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 г.