Учитель готовится к хорошему уроку
всю жизнь... Такая духовная и
философская основа нашей профессии и
технология нашего труда: чтобы дать
ученикам искорку знаний, учителю
нужно впитать целое море света.
В.О. Сухомлинский
Учебный процесс– это самые сложные моральные отношения учителя и ученика в которых соответствующей, определяющей чертой является воспитание чувства чести, достоинства. Задание каждого учителя заключается в том, чтобы умело и чутко, настойчиво и требовательно воспитывать умственные и моральные силы ребенка, помогать ему постичь учебу как труд, который требует большого напряжения, и является радостью лишь тогда, когда ребенок своими собственными силами преодолевает трудности и добивается успеха. Не принуждать ребенка к учебе, а возбуждать интерес к получению знаний – вот задание каждого учителя.
В современных условиях об организациях процесса учебы иностранными языкам нужно решить проблемы и сформировать гармонично развитую личность; в таких условиях наше общество предъявляет социальный заказ относительно специалистов практически владеющих иностранными языками, в частности немецким. Все большее внимание привлекают инновационные методы учебы, которые дают разносторонний опыт общения и базируются на учебе общению на иностранном языке в единстве всех его функций. заведениях заключается в формировании у учеников коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. В этом нуждается современное состояние международных связей Украины, выход ее на Европейское и мировое пространство, осовременивание образования. Достижение надлежащих результатов невозможно без применения и использования инновационных технологий.
Использование инновационных технологий обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, гарантирует достижение запланированных результатов учебы.
Опираясь на выше сказанное, я поставила перед собой следующие вопросы:
– Каким образом научить детей иностранным языкам?
– Как стать для ученика не только учителем – качественным носителем знаний
предмета, но и яркой и интересной личностью?
– Какие методы и приемы являются наиболее эффективными?
– Как сделать учебу радостной для детей?
– Как учить качественно, при этом сохраняя физическое, психическое, моральное
здоровье ученика?
– Как поддерживать стойкий интерес как мотив, долговременную заинтересованность
у детей к изучению языка?
Одним из основных заданий образования есть формирование творческой личности. Конечно, в классе не все дети имеют одинаковые способности. Поэтому задание учителя я вижу в выявлении и развитии их у каждого ученика на каждом уроке.
В течение 2009–2010, 2010–2011 учебного года я работаю над проблемой: “Проектная работа на уроках немецкого языка как основа развития творческих способностей гимназиста”.
Цель и задание поставлены мной:
- поиск и систематизация прогрессивных идей, что способствуют модернизации методики учебы и воспитания;
- изучение, апробация и внедрение новых образовательных технологий, методик, приемов педагогической техники;
- изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по выбранной теме;
- проверка эффективности творческих идей на практике;
- пропаганда наработанных идей через разные виды мероприятий.
Инновационное образовательное пространство ХХІ века будут определять личностно-ориентированное обучение, проектные, игровые технологии, технологии дистанционной обучения. Именно эти технологии вооружат учеников ключевыми компетенциями, такими необходимыми для жизни. Эффективность новых технологий обучения зависит от того, в какой мере реализует свой жизненный потенциал ученик, как учтены его возрастные и индивидуальные психологические особенности.
Современный учитель должен быть художником. Особенно это касается учителей иностранных языков. Задание учителя иностранного языка – приблизить учебную ситуацию на уроке к условиям современной жизни, социализация учеников.
Как известно, творчество не терпит насилия, оптимальной средой, которая способствует выявлению творческих возможностей, их развития, как у детей, так и у взрослых, демократическая, открытая, эмоционально насыщенная, позитивная атмосфера творческого сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, принятия (иногда из обсуждения) предложений учеников, доверие и вера в умственные личностные возможности учеников.
Проектная методика как новая педагогическая лично-ориентированная технология
отображает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
– особенное внимание к индивидуальности ребенка, его личности;
– четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления тех,
которые обучаются.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воссоздании.
Цель проекта заключается в том, чтобы перенести акцент из разнообразного вида упражнений на активную умственную деятельность учеников, которая требует для своего оформления владением определенными языковыми средствами; обеспечить творческое использование языкового материала для решения практических значимых и доступных для учеников проблем. Кроме того, проектная учеба активно влияет на мотивационную сферу ученика.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, который имеет значение для школьников. Во время работ и над проектом строятся новые отношения учителя и учеников. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, он становится консультантом, помощником. Да и свою работу ученики представляют скорее не учителю, а своим однолеткам.
Анализируя практический опыт разработки проектов, можно сделать выводы, что использование метода проектов в процессе воспитания учеников средствами немецкого языка интегрирует в разные сферы: социальные, языковые, культурные и тому подобное, ученики включаются в реальную поисковую деятельность и нацеливаются на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и средств деятельности содействует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, наклонов, интересов.
Главные целые введения в школьную практику метода проектов:
– Показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать
накопленный в школе опыт.
– Продемонстрировать уровень обученности иностранного языка
– Реализовать свой интерес к предмету опыта, преумножить знание о нем
– Подняться на высший уровень обучения, развития, социальной зрелости
Рассказывая другим о себе и об окружающем мире на немецком языке, ученики открывают для себя сущность иностранного языка как средству международного общения. Они могут попасть в ситуацию, где им нужно будет описать свою семью или город, иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
Анализ методической литературы позволяет выделить такие черты проекта:
- реализуется и оценивается самими учениками;
- в процессе работы над проектом осуществляется взаимоувязываемая учеба всех видов речевой деятельности;
- выполнение проекта реализует интеграцию знаний, навыков и умений, из разных областей науки и собственного жизненного опыта;
- создание проекта стимулирует активную классную и внеклассную работу учеников;
- выполнение проекта направлено на получение определенного конечного в виде письменного документа, оформленного буклета, стенной газеты, видеофильма, и тому подобное.
Следует отметить, что одной из целей организации проектной деятельности учеников кроме достижения определенного конкретного результата, есть использование иностранного языка на всех этапах выполнения проекта как на уроке, так и во время самостоятельной внеклассной работы. Следовательно, заданием учителя является такая организация работы учеников, чтобы они хотели общаться на иностранном языком даже во внеурочное время, по моему мнению, достижению этой цели будет способствовать создание системы заданий для самостоятельной внеклассной работы, какие были бы ориентированы на личностные интересы учеников, а также учитывали их собственный жизненный опыт и знание, навыки и умение из разных сфер жизни.
По моему мнению, в обучении иностранным языкам на основе проектов особенной значимости приобретают упражнения, которые предусматривают взаимодействие учеников при их выполнении. Это связано с таким фактом, что именно групповые или парные формы работы предопределяют производительную организацию деятельности учеников. Поэтому в проектной методике необходимо отдавать преимущество групповым проектам.
В проектной методике предусматривается такая организация учебного процесса, в которой формирование основных видов речевой деятельности происходит параллельно и взаимоувязываемый на каждом этапе выполнения проекта. Организовывая работу над проектом, я пытаюсь придерживаться некоторых условий:
- Тематику проектов связываю как со страной, язык которой мы изучаем, так и со страной обитания;
- Учеников ориентирую на сравнение событий, явлений, фактов, из истории и жизни людей разных стран (немецкоязычных);
- До работы над проектом привлекаю всех учеников класса, предлагаю каждому задание с учетом его языковой подготовки;
- Предложенную проблему формулирую таким образом, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, география, художественная культура, и тому подобное).
Уже на начальном этапе изучения немецкого языка предлагаю ученикам принимать участие в кратковременных проектах, которые несколько упрощены по форме. Дети с удовлетворением рисуют, оформляют фотоальбомы, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность учеников, потому что отвечает их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
В старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся средне срочными. Ученики старших классов представляют свои проекты в разных формах на немецком языке, уже используя информационно коммуникативные технологии. Они не только ищут информацию в Интернет – ресурсах, но и предпринимают первые шаги в создании презентаций своего проекта. Презентации таких проектов на интерактивной доске не оставляют безразличным ни одного ученика.
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно ученикам необходимо спрашивать своих товарищей или искать информацию в справочнике. Поэтому, эта методика позволяет реализовывать не только учебные задания, которые стоят передо мной, как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Ученики могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей повседневной жизни, но и историю и культуру своей страны и, узнать “из первых уст” то, что их интересует о жизни в стране, язык которой изучается. Все это, в конце концов, призвано способствовать более глубоком понимании роли Украины во все более взаимозависимом мире, формированию активной общественной позиции учеников и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Вместе с учениками 9А класса (2009–2010 н. г.) мы решили разработать проект “Наша школа”. Идея реализации данного проекта возникла во время изучения темы “Школьная жизнь” в 9 классе, когда группа учеников выразила желание больше рассказать о своей школе, своем классе. Проект был осуществлен путем сбора необходимой информации, проведения экскурсии по школе, проведение бесед – интервью с учителями, завучами и директором школы.
Основные задания и направления реализации:
– обогатить лексический запас учеников за счет новых лексических единиц,
тренировать в употреблении лексику из данной темы;
– развивать интерес к предмету;
– развивать навыки общения на немецком языке, имитирование произношения;
– воспитывать уважение к культуре и обычаям народа Германии и Украины.
На подготовительном этапе был создан учебный план, поставлены задания. Класс разделили на 2 группы, перед каждой из которых стояло конкретное задание. Группа № 1 собирала информацию о гимназии, а группа № 2 – о своем классе. Для поиска информации использовались разные источники: учебные пособия, газеты, журналы, фотоальбомы некоторых учителей и учеников. Собранную информацию отсортировали, перевели и оформили публикацию. Наиболее интересными моментами во время реализации проекта было видеосъемка экскурсии по школе, интервью с директором школы и некоторыми учениками. При этом создавались разные речевые ситуации, в которых каждый ученик принимал посильное участие. Работа учеников и учителя в данном проекте – интересное сотрудничество. Каждый урок превратился в совместную захватывающую деятельность, во время которой господствовал позитивный эмоциональный тонус и интеллектуальное настроение. Отзывы учеников, коллег и родителей, были позитивными.
В результате проекта ученики расширили свое мировоззрение, активизировали лексический и грамматический материал по данной теме, научились решать ситуативные речевые задачи. Считаю, что проектная работа в школе повышает уровень знаний учеников по данным учебным предметам, формирует интерес, развивает активность и самостоятельность, творческое мышление. А это и есть главный результат проекта.
Изучая в восьмом классе тему “Путешествия” ученики обратили внимание, что информация о Германии и городах Германии, данных в учебнике, имеют очень небольшой объем и не дают полноту представлений о стране, ее городах. Ученики поставили перед собой вопрос: А чем интересны немецкие города для нас? Какова история этих городов? Какие выдающиеся люди жили и работали в Германии? Похожие города ли Германии друг на друга? Имеют ли города Германии всхожесть с украинскими городами? Какие отношения связывают города наших стран?
Так, в активной беседе родилась идея этого проекта, целью которого было познакомиться с некоторыми городами Германии, такими как Берлин, Мюнхен, Дрезден, Регенсбург и проч. Ученики поставили такие задания к проекту:
- Познакомиться с некоторыми городами Германии;
- Исследовать историю и развитие этих городов;
- Изучить основные памятники архитектуры и достопримечательности;
- Исследовать партнерские отношения между городами двух стран.
Второй этап работы – это организация участников проекта. На этом этапе ученики распределились на группы, где каждый имел свое задание.
Третий этап – выполнение проекта – поиск дополнительной информации, обсуждения, документирования, выбор способов реализации.
Четвертый этап – презентация, защита проекта, – проводился в два этапа:
1) рассмотрение творческих работ (рефераты, стенгазет, фотовыставки и тому
подобное),
2) проходил в виде викторины “Путешествуем по Германии”, где ученики имели
возможность использовать свои приобретенные знания по теме и языковые навыки.
Работая над темой “Проектная работа на уроке немецкого языка как основа развития творческих способностей ученика” второй год, наблюдаю определенную тенденцию относительно роста заинтересованности и повышению мотивации относительно изучения немецкого языка. Ученики стали активнее принимать участие во внеклассной работе, написании творческих работ, и в проектной деятельности. Они увидели реальный результат своего труда и получили от этого удовлетворения.