Цели урока:
Образовательные:
- вывод правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел;
- формирование умений применения данного правила при вычислении значений алгебраической суммы;
- добиться сознательного усвоения материала;
- активизировать мышление через интересные и нестандартные формы работы;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, память, логическую и математическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, взаимоуважение;
- формировать положительное отношение к добру.
Тип: урок объяснение нового материала.
Применяемые методы обучения:
- поисковые;
- исследовательские;
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные.
Дидактические приёмы: использование поискового метода.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте дорогие ученики 6 класса. Вы готовы к уроку? (1 слайд)
Простите за вопрос, я никого не хочу обидеть, но все, же интересно умеете ли вы складывать числа? Да? Все умеете? Проверим? (2 слайд)
На доске:
- 3714+226=?
- 23,5+0,3=?
- 357+(-3299)=?
Нет ответа на последний пример. Вы не можете сложить? Для вас это проблема?
Давайте зафиксируем эту проблему (рисую на доске рядом с примером ?
А в чём же заключается трудность? Чего вы не можете?
Ответы детей: числа "большие" и разные по знаку.
Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.
Записываем тему: Сложение чисел с разными знаками.
II. Постановка цели и актуализация знаний
Чтобы разрешить нашу проблему я предлагаю обратиться к мудрости народных сказок, но не читать их, а самим придумать сказку на уроке.
Как бы вы назвали нашу сказку? В названиях сказок всегда заключается главная мысль. предлагаю сама "Про плюс и минус" или "Сказка о том как числа складывали" (3 слайд)
В любой сказке есть герои. Каких сказочных персонажей вы помните? Баба-Яга, Иван - Царевич, Золушка, Кощей и т. п.
На какие группы условно можно разделить всех сказочных героев? На добрых и злых. (4 слайд)
На математическом языке: на положительных и отрицательных.
Дадим имена и нашим героям. Пусть это будут 14 и (-5). Кто из них добрый, а кто злой?
В любой сказке положительный и отрицательный герои как ведут себя по отношению друг к другу?
Они сражаются.
(5 слайд) Итак, начнём. Жили - были два числа 14 и (-5). Дети продолжают. Если нет, помогаю :и решили они :скрестить шпаги. Начали сражаться. А что же дальше? Надо выяснить: кто сильнее? Как вы думаете кто из наших героев сильнее? А почему?
(6 слайд) Кто победит? Но что при этом произойдёт с победителем? Что произойдёт с проигравшим? Каким будет результат сражения?
Вывод: В результате сражения победил положительный герой. Но в ходе сражения его сила уменьшилась, так как отрицательный герой сумел ослабить противника на количество своих сил.
Вот и сказке конец, а кто слушал Молодец! Или может быть не конец нашей сказке? Если внимательно посмотреть - можно заметить, что похожие сказки "живут" в каждом примере на сложение чисел с разными знаками. При этом, как и в любой сказке не обошлось без чудес.
В чём же состоит математическое чудо? Вы только посмотрите, мы заявили тему сложение чисел, а сами вычитаем. Выходит, для сложения чисел с разными знаками надо вычитать, но по какому правилу? Попробуйте сформулировать. (7 слайд)
1. Сравниваем модули чисел.
2. Из большего модуля вычитаем меньший
3. В результат ставят знак числа большего модуля.
III. Первичное закрепление
Разгадайте, какое правило иллюстрирует следующая схема:
(+ ) + (- ) = (- )
К положительному однозначному числу прибавили отрицательное трёхзначное число и получили отрицательное двузначное число. Ответ отрицательный, потому что модуль отрицательного числа больше.
Дорисуй схему и сформулируй правило:
(- ) + (+ ) =
Придумай свою иллюстрацию правила.
Если числа разных знаков,
Победит "сильнейший знак",
Разность модулей найди
И всё время делай так! (8 слайд)
А теперь ребята я предлагаю вам решить самостоятельную работу по нашей теме: (9 слайд)
- 3+0,9=
- 1,7+7,3=
- 10,2+8=
- 4+0,8=
- 5+4,3=
- 9+17=
- 0,04+0,2=
- 2,7+0=
Вам всё нравится, всё устраивает в этих заданиях? Нет? А почему? Тема урока сложение чисел с разными знаками, а в самостоятельной работе все числа положительные.
Тогда или я расставляю знаки, или вы сами поставьте знаки так, чтобы одно слагаемое стало положительным, а другое отрицательным. (9 слайд)
Предлагаю свой вариант расстановки знаков. Часть класса решает задания, предложенные учителем. Желающие составляют и решают свой вариант (творческий) самостоятельной работы.
Проверка по 9 слайду презентации.
IV. Физминутка (10 слайд)
Вы наверное устали? Давайте отдохнём!
Но не просто так, а с заданием.
На экране появятся примеры, считать не надо. Определите знак суммы, и если ответ отрицательный присядьте, если положительный встаньте, поднимите руки вверх, если ноль - подпрыгните.
(-8) + (+3) (+53)+(-35)= (-0,009)+(+0,009)= (+15) +(-8) (-67)+(+67)= (-9)+(+17)= (-24) + (+19) (-245)+(+300)= (-12)+(-7)=
Как догадались, какой знак в последнем примере?
Какая сказка поселилась в этом примере?
Отрицательные силы при сложении становятся больше, то есть при сложении отрицательных чисел модули складывают, и ответ отрицательный. (11 слайд)
При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри
Если одинаковы!
Модули ты их сложи!
Перед суммой непременно
Ты поставь их "общий" знак:
-2+(-3), станет с минусом пятак! (12 слайд)
V. Тренировочные задания
В любой сказке Героям приходится преодолевать трудности. Давайте тоже станем хоть на немного героями сказки. Отправимся в тридевятое царство тридесятое государство, в Лукоморье. Ребята в сказочной стране Лукоморье, как известно, есть дуб. И вот первое испытание над Сказкой собрались тучи, это тучи времени, разгоним их и узнаем, что они скрывают. (13 слайд)
Что заметили, решая примеры?
Тучи времени расступились и перед Вами новое испытание- задача индийского математика V__ в. Брахмагупты (13 слайд)
VI. Подведение итогов (14 слайд)
Алгоритм сложения положительных
чисел: 1) В результате поставить знак "+" 2) Найти сумму модулей слагаемых. |
Алгоритм сложения отрицательных
чисел: 1) В результате поставить знак "-" 2) Найти сумму модулей слагаемых. |
Алгоритм сложения чисел с разными
знаками: 1) В результате поставить знак числа с большим модулем. 2) Из большего модуля вычесть меньший модуль. |
VII. Задание на дом (15 слайд)
Ребята разгадка сказки в том, что мы сами вывели правила сложения чисел. Я желаю Вам быть только положительными героями. А дома придумайте сказку и десять примеров по теме.
Урок окончен!