Слайд 1
Наша сегодняшняя встреча посвящается знаменательной дате в истории Русской музыкальной культуры - 15 января 2011 года музыкальный мир отметил 150-летие со дня рождения Василия Васильевича Андреева - создателя Русского Народного Оркестра, страстного патриота своей Родины, горячо влюбленного в свой народ.
Слайд 2
Этот человек и его единомышленники возродили и довели до совершенства старинные русские музыкальные инструменты: балалайку, домру, гусли. Мы сегодня вкратце расскажем Вам об этом удивительном человеке, но поведем нашу беседу не со дня его рождения, а с 17 века, когда шло решительное искоренение скоморошества.
Слайд 3
Так уж повелось у нас на Руси - где веселье, гулянья народные - там и пьянство да сквернословие. Церковь же, заботясь о чистоте души человеческой, была, конечно, против увеселений народа, считая, что это отвлекает его от молитвы, от чистых помыслов. Но с другой стороны, скоморошество несло в себе почву для укрепления профессиональной игры на музыкальных инструментах. Скоморохи играли на домрах, гудках, бубнах.
Исполнительство на домре исчезает в связи с гонениями и запретом, так как даже за хранение инструментов грозили самые тяжкие наказания. Появилась потребность в создании нового музыкального инструмента с новым названием. Балабонить, балакать, балагурить - именно эти слова подтолкнули к названию нового инструмента, который стал впоследствии Символом Русского Народа.
Наигрыши, частушки, задорная пляска, народные песни - все это озвучивала наша балалаечка. Сейчас мы послушаем две народные песни, названия которых знакомы всем нам. Итак
Слайд 4
1. русская народная песня "Барыня"! Балалайка - фортепиано
Слайд 5
2. русская народная песня "Ах, вы сени, мои сени". Балалайка - фортепиано
Слайд 6
Смастерить балалайку можно было даже из тыквы! К концу XVIII - началу XIX веков, треугольный корпус появляется все чаще. Стоило лишь склеить несколько треугольных дощечек, и кузов балалайки был готов. И звучала она в деревнях и далеких селениях, пела да разговаривала:
Слайд 7
3. Александр Шалов. "Балалаечка поет, приговаривает". Из детской сюиты "Аленкины игрушки". Балалайка - фортепиано
Так случилось, что самодельное изготовление и примитивный вид балалайки порождали и такое же отношение к ней: не заслуживающее серьезного внимания. "Балалайкой" стал называться любой болтливый, легкомысленный человек.
Слайд 8
Преодолеть вековые предрассудки, изменить общественное мнение - это невероятно сложное дело. Иными словами, "соединить балалайку и фрак" могла только личность незаурядная. Именно ею и стал Василий Васильевич Андреев - неутомимый
пропагандист русских струнных инструментов и организатор коллективного музицирования на них!
Будучи в юные годы скрипачом, он освоил балалайку с невероятной быстротой и впоследствии стал виртуозом-балалаечником, дирижером и автором музыкальных произведений - полонезов, вальсов, мазурок, маршей. Сейчас в исполнении ансамбля балалаечников прозвучит произведение композитора
Слайд 9
4. Василия Андреева "Гвардейский марш". Ансамбль балалаечников - фортепиано
Но все-таки давайте вернемся в то время, когда появился на свет маленький Вася Андреев. Произошло это 15 января 1861 года в городе Бежецке Тверской губернии.
Слайд 10
Отец - богатый купец, мать - представительница старинного дворянского рода, тонкая и поэтическая натура. Музыкальное воспитание Василия проходило под неустанным надзором матери. Любовь к русским народным инструментам проявилась у Андреева с раннего детства. Как вспоминал Андреев впоследствии, к 14 годам, не зная нотной грамоты, он играл на 12 (!) инструментах.
Слайд 11
Лето, 1883 год, Василий отдыхает в своем имении. Вечереет.. Из далека доносятся звуки незнакомого музыкального инструмента. Оказалось, играет на чудном инструменте работник имения - крестьянин Антип Васильев.
Слайд 12
Любопытству не было предела! Андреева поразила в балалайке не только самобытность тембра, но и своеобразие основного приема игры - бряцания. Оно отличалось необычайной ритмической четкостью, неудержимо подталкивая в пляс. Все это ошеломляюще подействовало на юношу, и он решил в совершенстве овладеть этим удивительным инструментом.
Неудивительно, что ему удалось достаточно быстро освоить балалайку. Уже через год в Петербурге, молодой балалаечник выступает в любительских спектаклях и концертах. В эти годы Андреев проявляет себя в качестве многостороннего любителя-артиста: открываются разные грани его дарования.
Слайд 13
Однако по-прежнему балалайка оставалась примитивной. Первые же попытки изготовления новой конструкции балалайки натолкнулись на серьезные трудности, связанные с презренным отношением к инструменту. Много пережил Василий Васильевич препятствий на пути к достижению своей цели, но твердость его характера смогла преодолеть все испытания.
Слайд 14
Андрееву понадобилось приложить много энергии, чтобы уговорить одного из известных петербургских мастеров В.В.Иванова сделать концертный образец балалайки. После импровизированного концерта, прослушанного в собственной мастерской, мастер сдался. Так, в 1886 году появилась первая концертная балалайка. Вместо жильных перевязей, врезаны в гриф пять металлических ладовых порожков, стал более удобный для игры гриф. Кузов балалайки был сделан из гулкого горного клена.
Слайд 15
Первые выступления на главных сценах Петербурга состоявшиеся 21 ноября и 9 декабря 1886 года, а затем 23 декабря, имели большой общественный резонанс.
Теперь, все говорят об Андрееве! Василий был хорош собой, эрудирован, проявлял склонность к иностранным языкам и был вхож в петербургский свет. Это был обаятельный, воспитанный, но еще никому не известный молодой человек. И вот он
получает приглашение играть перед Императором, Александром Ш 27 февраля 1887 года во Дворце.
Слайд 16
Через день, талантливый мастер Ф.С.Пасербский приглашает Андреева к сотрудничеству, которое оказалось на редкость плодотворным.
Слайд 17
Уже в июне была создана первая, и что важно - ХРОМАТИЧЕСКАЯ балалайка! Множество классической музыки теперь подвластно Русской Балалайке. Она созрела выступать на самых знаменитых сценах мира. И по сей день, современные струнные народные инструменты сохранили эту самую хроматическую основу.
Слайд 18
Затем создаются несколько балалаек различных размеров, которые были предназначены для коллективной игры! Так создался ансамбль, получивший название "Кружок любителей игры на балалайках". 20 марта 1888 года состоялся первый концерт "Кружка" имевший необычайный успех! Успех первых гастролей в России позволил коллективу планировать поездку на Всемирную выставку в Париже в 1889 году, где проходили Триумфальные концерты в течение целого месяца. "Я слушал с громадным интересом русский кружок балалаечников и восхищался их талантом, новыми эффектами, которые они умеют извлекать из своих столь живописных инструментов"- говорил Ж. Массне, французский композитор.
Слайд 19В Андреевские времена в России уже была распространена гармонь, она - предшественница баяна. Гармонь родом из Германии, ее тембр отличался звонким пронзительным голосом, не соответствующим мягкому тембру струнных инструментов. Василий Васильевич не стал включать гармонику в оркестр, опасаясь потерять самобытность народных тембров. И только в 20-х годах XX века баяны были введены в состав русского народного оркестра. В нашем концерте прозвучит произведение
5. В.Кузнецов "Саратовские переборы". Баян
Василий Васильевич всегда стремился к распространению балалайки в народ. Появляются любительские ансамбли в самых разных уголках России.
Слайд 20
Одновременно с этими событиями идет работа по реконструкции древнерусской домры. Творит в мастерской Семен Иванович Налимов - талантливейший мастер.
Слайд 21
Изготовленные им около трехсот балалаек, домр и гуслей и по сегодняшний день считаются непревзойденными по качеству звучания. На них играют наиболее видные исполнители современности. Налимова часто называют - "балалаечный Страдивари". Для Вас прозвучит:
6. Русская народная песня "Субботея". Домра - фортепиано
Слайд 22
Благодаря появлению домры, "Кружок любителей игры на балалайках" переименовывается в "Великорусский оркестр". Вводятся в оркестр народные духовые инструменты: брелки, свирель, гусли и группа ударных: накры, бубен, ложки. Итак, в 1898 году, к десятилетнему юбилею разнотембровый оркестр был сформирован.
7. В.Купревич. "Элегия". Ансамбль домристов - фортепиано
Слайд 23
"Великорусский оркестр" завоевывает огромную популярность. Звучат в концертах и собственные произведения Андреева. В наши дни пьесы композитора стали балалаечной классикой.
8. В. Андреев. "Румынская песня и чардаш". Балалайка - фортепиано
В 1900 году блестящим подтверждением успехов Великорусского оркестра явилась вторая триумфальная его концертная поездка на парижскую Всемирную выставку.
Слайд 24
Наряду с выступлениями была развернута экспозиция андреевских инструментов работы С.И.Налимова. Экспозиция и концерты имели огромный успех.
Слайд 25
За свои модифицированные инструменты Андреев был награжден орденом Почетного легиона и удостоен высшей награды Всемирной выставки - Золотой Медали!!!
Слайд 26
Гастроли оркестра и его солистов продолжаются. Рукоплещет им Германия, Англия, Франция, Северная Америка. Огромный успех!!! Создаются заграничные школы для обучения игре на балалайках и домрах, во многих музыкальных училищах были открыты отделения балалайки (Англия), в большом количестве стали присылать в Россию заявки на балалайки и домры английские музыкальные магазины.
Слайд 27
Русские народные оркестры создаются в Америке, Канаде. Американские газеты писали: "создать такой совершенный музыкальный ансамбль из очень простых инструментов мог только гений".
Слайд 28
В гастролях участвовал виртуоз - балалаечник, композитор, Борис Сергеевич Трояновский. Он был первым солистом Великорусского оркестра после Андреева, когда последний все свое время уделял созданию оркестрового музицирования и организаторской работе. Трояновский стал родоначальником многих новых способов игры на балалайке, заложив основы современной техники исполнительства.
9. Б.Трояновский. "Уральская плясовая". Балалайка - фортепиано
Слайд 29
25-летний юбилей Великорусского оркестра отмечали в 1913 году в Большом зале Мариинского театра в Петербурге. От рабочих завода до крупнейших музыкальных деятелей все поздравляли Андреева.
Слайд 30
Хорошо тогда сказал Ф.И.Шаляпин: "Ты пригрел у своего теплого, доброго сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир:".
Слайд 31
Оркестры внедряются в железнодорожные училища и школы, происходит широкое их распространение в воинских частях. Дальнейшим планам мешают революционные события.
Андреев сразу принял Октябрьскую революцию. Но не все было так легко и безоблачно в это трудное время.
Слайд 32
В начале ноября 1918 года оркестр отправился на гастроли на Северный фронт Красной Армии, оказавшиеся для Андреева роковыми. Привыкнув мало заботиться о своем здоровье, он не уберег себя в суровых условиях фронтовых поездок. В тяжелом состоянии он был отправлен в Петроград, где скончался 26 декабря и был похоронен в Александро-Невской лавре. Слайд 33
Гениальные идеи приходят в голову многим. Но лишь единицам удается воплотить их в жизнь, сделать успешными, да и еще изменить что-то в истории своей культуры. В послереволюционные первые десятилетия делу Андреева был дан мощный импульс. Множество новых оркестров завоевали всенародное признание!
Слайд 34
На сцене оркестр русских народных инструментов
10. Василий Андреев. Вальс. "Моя красавица".
11. Василий Андреев. "Фавн". Солисты: квинтет балалаечников
Признание русских народных инструментов происходило не только в России, но и в других странах. Вот, что писала газета "Таймс": "По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В. В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по праву должен занять первое место среди всех существующих ему подобных ансамблей у других народов".
Использованная литература.
- Илюхин А.С. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып. 1. М., 1969.
- Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ / РАМ им.Гнесиных. М., 2008.
- Русанов В.А. По поводу объединения всех народных инструментов // Народник, 2003, № 2.
- Тарасов Б. Чайковский, Андреев и балалайка // Народник, 2002, № 4.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., 2006.