Урок проходил как “Открытое активное занятие с родителями” во 2-м классе в рамках Рождественских чтений 2011 года. Все уроки по курсу “Истоки” представляют ценность, но особенно важны и неповторимы открытые занятия с родителями. На этих уроках дети и родители имеют возможность вместе вывести важные духовно-нравственные понятия, такие как родной очаг, любовь к ближнему, семейные ценности, любовь к Родине. На примере семейных традиций поделиться с детьми и их одноклассниками социокультурным опытом. Почувствовать единение, гордость за своих родных и близких, любовь к Родине.
Урок по учебному курсу “Истоки”.
Раздел “Родной очаг”. Тема “Дом”.
Цель:
- Содействие формированию ценностно-смысловой сферы учащихся через освоение социокультурной категории “Дом”.
Содержательные цели:
Развитие у ребёнка интереса к своему дому, его устройству, к семейным традициям; семейным праздникам. Подвести детей к пониманию значимости сохранения семейных реликвий и ценностей. Осознание своей ответственности перед потомками за сохранение родного очага.
Методические цели:
- Присоединение к учащимся, семье;
- Развитие восприятия, мышления, чувствования;
- Формирование ресурсного места в классе, положительной мотивации к взаимодействию.
Задачи:
- Выяснить, является ли “Дом” – социокультурной средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;
- Дом как среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.
- Выяснить: почему “Дом” называют “Родной очаг”;
- Определить: зачем надо сохранять “Родной очаг”;
- Подтвердить, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.
- Научиться к “Дому”, относиться уважительно, с любовью.
Ход урока
Здравствуйте уважаемые родители, гости нашего истоковского урока, который мы посвятим Дому, как пространству, в котором живёт семья.
1. Постановка проблемы.
Присоединение к аудитории
3 минуты
На предыдущем Активном занятии мы с вами говорили о родословной,
истоках своего рода. Мы выяснили, что человек, как дерево не может жить без корней. Поэтому мы должны бережно сохранять память о предках, которые являются нашими корнями.
Цель нашего занятия выяснить как , каким образом сохранить память о предках.
А где, в каком месте, храниться всё, что напоминает нам о них?
Правильно – это дом, в котором жили наши родственники. Как родная мама бывает только одна, так и родной дом тоже единственный. У каждого он свой, связанный с чем – то добрым, светлым.
Вы любите свой дом?
Ресурсный круг 5 -7 минут
Чем для тебя является родной дом?
Почему ты любишь свой дом?
Что тебя связывает с родным домом?
Мой дом для меня является местом, где... (примерные ответы детей)
- Я живу; где моя мама; где мои родственники; где мои бабушка и дедушка; где меня любят, где моя комната, где мои игрушки, праздники, семейное чтение, забота о маме, сестре, брате, ... и т.д.
Повторение изученного 10 минут
Задача 1. Выяснить, является ли “Дом” – средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;
Дом как среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.
2. Чтобы лучше понять, что значил дом для наших предков, какое место в их жизни он занимал, мы отправимся в далёкое прошлое и посмотрим, как они жили в доме.
3. Презентация “Родной очаг”
Текст к слайдам.
На уроках посвящённых Русской избе мы много узнали интересного о жизни наших предков, давайте сейчас вспомним.
Сейчас мы с вами живём в городских домах, а раньше, в древности русские люди строили или лучше сказать рубили избу.
Слово “изба” употребляется в русских летописях, начиная с древнейших времён.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием.
Серьёзно подходили они к выбору места, где будет стоять
- Где русские люди строили свои дома?
- Какие места они выбирали для постройки?
Ответ:
- Место выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим счастливым.
Особые требования предъявлялись к строительному материалу.
- Какие материалы выбирали для строительства?
Ответ: строительным материалом служило дерево.
- Какие деревья выбирали люди?
Ответ:
-Сосну, дуб, ель, осину, лиственницу.
- Почему?
Ответ:
- Эти деревья были устойчивы к перепадам температур и от воды становились крепче.
Задача 2. Выясняем: почему “Дом” называют “Родной очаг”
Устройство дома
Как был устроен дом? Дом, как пространство, можно разделить на 4 части, т.е. на 4 угла.
Ответ:
- Красный угол
- Печной угол
(Печь сохраняла тепло, являлась очагом)
- Женский угол – Закуток
- Мужской угол – Конник
- А что же было главным в доме?
Ответ:
- Семья, люди, которые жили в доме.
Можем мы сказать, что Дом был “Родным очагом”?
Ответ:
- потому, что в доме сохраняется любовь, которая греет семью.
- Изба была небольшая, около 20-25 кв. м.
- Почему же в ней всем хватало места?
Ответ: Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве.
Русские люди всегда славились своими талантами, это можно увидеть в деревянных узорах, которыми украшали дом снаружи и внутри.
Почему для украшений избы использовались именно эти узоры?
Ответ: в то далёкое время, человек был близок к природе и зависел от неё, поэтому изображал солнце, которое освещает дом даже вечером, воду, т.к. не мог жить без воды, и землю, т.к. она его кормила.
Эти знаки были оберегами дома, но разве они берегли русских людей?
- Кто оберегает человека на Земле, кто помогает ему в жизни?
Ответ:
- Господь.
Русские люди сильны были верой. Вера православная была стержнем, на который нанизывалось всё житиё, бытиё.
- С нами Бог, - говорили наши воины, когда шли на войну защищать свою Родину.
4. Активная форма работы в группах.
5 минут + (5 минут выступление)
Мы разделимся на четвёрки.
Теперь вашей задачей будет выяснить:
Какие добрые качества помогала воспитывать в членах семьи обстановка в доме, семейный уклад? Обоснуйте свой ответ.
1 группа
- Уважение к взрослым; так как .....
- Аккуратность, так как......
- Скромность, так как........
Выбери нужное:
- взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
- помощь маме по хозяйству
- строительство дома
- рукоделие
- работа в поле, огороде
- подготовка к праздникам
- забота о домашних животных
- вера в Бога
- родительское благословение
- семейные традиции
- семейные реликвии
- заботились о младших братьях и сёстрах
- забота о стариках
- каждый знал своё место в доме
2 группа
- Любовь к ближнему, так как .....
- Взаимовыручка; так как .....
- Терпение, так как .....
- Выбери нужное:
- взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
- помогали маме по хозяйству
- участвовали в строительстве дома
- занимались рукоделием
- работали вместе в поле, в огороде
- готовились вместе к праздникам
- заботились о домашних животных
- была крепкая вера в Бога
- получали родительское благословение
- сохраняли семейные традиции
- благодарили Бога за помощь
- уважали семейные реликвии
- заботились о младших братьях и сёстрах
- заботились о стариках
- бились с врагами Родины
- молились Богу (обращались за помощью)
- строили и украшали храмы
- каждый знал своё место в доме
3 группа
- Послушание, т.к ................
- Трудолюбие, т.к ...................
- Кротость, т.к ........................
Выбери нужное:
- взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
- помогали маме по хозяйству
- участвовали в строительстве дома
- занимались рукоделием
- работали вместе в поле, в огороде
- готовились вместе к праздникам
- заботились о домашних животных
- была крепкая вера в Бога
- получали родительское благословение
- сохраняли семейные традиции
- благодарили Бога за помощь
- уважали семейные реликвии
- заботились о младших братьях и сёстрах
- заботились о стариках
- бились с врагами Родины
- молились Богу (обращались за помощью)
- строили и украшали храмы
- каждый знал своё место в доме
4 группа
- Любовь к Богу, т.к. ......................
- Благодарность, т.к. ....................
- Смирение, т.к. .......................
Выбери нужное:
- взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
- помогали маме по хозяйству
- участвовали в строительстве дома
- занимались рукоделием
- работали вместе в поле, в огороде
- готовились вместе к праздникам
- заботились о домашних животных
- была крепкая вера в Бога
- получали родительское благословение
- сохраняли семейные традиции
- благодарили Бога за помощь
- уважали семейные реликвии
- заботились о младших братьях и сёстрах
- заботились о стариках
- бились с врагами Родины
- молились Богу (обращались за помощью)
- строили и украшали храмы
- каждый знал своё место в доме
5 группа
- Любовь к своему дому, так как......
- Бережное отношение к семейным реликвиям, так как.......
- Любовь к Родине, так как...
Выбери нужное:
- взрослые были примером для детей (обладали огромным житейским опытом и знаниями)
- помогали маме по хозяйству
- участвовали в строительстве дома
- занимались рукоделием
- работали вместе в поле, в огороде
- готовились вместе к праздникам
- заботились о домашних животных
- была крепкая вера в Бога
- получали родительское благословение
- сохраняли семейные традиции
- благодарили Бога за помощь
- уважали семейные реликвии
- заботились о младших братьях и сёстрах
- заботились о стариках
- бились с врагами Родины
- молились Богу (обращались за помощью)
- строили и украшали храмы
- каждый знал своё место в доме
Делегирование
Выступление детей 5 минут
На доске прикрепляю карточки с добродетелями и полоски с утверждениями.
6. Связь поколений. Рассказы детей и родителей о своем доме, о семейных традициях и реликвиях.
Ребята, а сейчас в ваших семьях хранится тепло “Родного очага”?
Ответ:
- Да.
Задача 3. (Решение задачи: зачем надо сохранять “Родной очаг”)
- Я знаю, что многие семьи хранят традиции прошлых поколений.
- Расскажите, что интересного вы знаете про свой дом.
Презентация “Родной очаг”
Учитель:
- В каждом доме свой порядок и уклад жизни.
- Уют родного дома ни с чем несравним, и не забываем.
- Когда ты станешь взрослым, может быть, ты покинешь свой дом. И тогда он станет для тебя родительским. Помни: родительский дом – начало начал.
Его можно ещё назвать Отчим домом, от слова “отец”.
Душа дома – семья. Все в доме поддерживают порядок, создают уют.
- Как вы понимаете выражение “Тепло родного очага?” В чём оно выражается?
Ответ:
“Тепло родного очага?” - это:
- любовь родителей к детям,
- забота друг о друге,
- любовь детей к родителям,
- любовь к бабушкам и дедушкам,
- семейные праздники,
- семейные традиции и т.д.
Можем их назвать семейными ценностями?
Чтобы у вас в будущем была крепкая семья, что необходимо делать?
Ответ:
- Да. Их надо хранить и передавать своим детям.
- В доме любой вещи своё место и своя цена. Есть дорогие вещи, за которые родителям пришлось немало заплатить. Они украшают дом, помогают в быту.
Как надо относиться к вещам в доме?
Ответ: С ними нужно бережно обращаться.
Так вы проявите уважение к старшим, много потрудившимся, чтобы эти вещи послужили тебе.
Есть в доме вещи, цена которых неизмерима – это святыни дома.
Какие святыни есть в вашем доме?
Ответ:
- Иконы, Евангелие, письма с фронта, старые фотографии......
- А ордена и медали считаются реликвиями?
Ответ:
- Да. Так как они были получены нашими родственниками тяжелейшим трудом на войне, защищая нас и нашу Родину.
Сохраняя эти реликвии, мы сохраняем память о наших предках, испытываем гордость за них, любовь к ним.
Изучая семейные истории, я обратила внимание на, то, что ваши деды и прадеды воевали рядом, и скорее всего даже встречались; некоторые в Сталинграде, некоторые в Берлине, кто-то в одних родах войск служил. Например, прадедушка Максима, Кати и Ксении были лётчиками, а прадедушки Ани, Кати и Ксении были врачами.
Получается, что каждый воин – отец защищал свой родной дом, а вместе они защищали наш общий Дом - Отечество или Отчизну, - значит Родину.
Задача 4. Подтвердили, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.
- Значит, если мы будем любить родной дом, то будем любить свою Родину?
- А школа является нашим общим домом?
Ответ:
- Да.
Фильм “Родная песенка”. 3 минуты
Рефлексия. 2 минуты.
Давайте подведём итог.
Учитель:
- Мы решили поставленные задачи?
1. Выяснили что, “Дом” является – средой, в которой старшие члены семьи передают свой опыт младшему поколению;
Дом – это среда обитания, где прорастает и крепнет росток жизни.
Ответ:
-Да.
2. Ответили на вопрос: Зачем надо сохранять “Родной очаг”?;
Ответ:
- Чтобы сохранить семью и продолжить род, а значит сохранить Родину.
3. Почему “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.
Ответ:
Потому, что дом можно назвать Отчим домом, а это значит дом отца.
Если мы любим отца и маму, значит, мы любим свой дом, а все, вместе составляя своё Отечество, мы любим его.
4. Что значит к “Дому”, относиться уважительно, с любовью.
Ответ:
- Значит:
- Хранить семейные ценности, традиции.
- Бережно хранить реликвии.
- Ремонтировать его,
- Создавать уют,
- Вести себя в доме вежливо.
Вывод:
- Почему мы должны хранить свой дом, потому, что дом – это колыбель предков, с которой начинается наша любовь к Родине.
Домашнее задание оформить страницу книги.
План урока
Этапы урока
1. Постановка проблемы. Присоединение к аудитории 3 минуты
2. Ресурсный круг 5 -7 минут
3. Повторение изученного 10 минут
4. Активная форма работы в группах. 5 минут
5. Делегирование. Выступление детей 5 минут
6. Связь поколений. Рассказы детей и родителей о своем доме, о семейных традициях и реликвиях. 10 минут
- Задача 3. (Решение задачи: зачем надо сохранять “Родной очаг”)
- Задача 4. Подтвердили, что “Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому”.
7. Фильм “Родная песенка”. 3 минуты
8. Рефлексия 2 минуты
Список использованной литературы.
- А.В. Камкин, И.А. “Методические рекомендации к курсу “Истоки” - М.:
- ООО Издательский дом “Истоки” 2008
- Прот. П. Великанов, А.В. Черняев “Аксиомы веры” - М.: “РЕИСТАРТ”, 2010
- Интернет-ресурсы http://www/pravoslavie.ru/