Цель урока:
- формирование пунктуационных правописных навыков;
- формирование и совершенствование культуры речи;
- повторение пунктуационных навыков при обособленных определениях.
Оборудование: мультимедиапроектор, таблицы
Задачи:
- Накопление знаний о правилах постановки знаков препинания при однородных членах.
- Развитие речи учащихся, увеличение словарного запаса.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
- Повышение общекультурного уровня учащихся.
- Подготовка учащихся к ЕГЭ.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Орфоэпическая разминка.
- Повторение. Фронтальный опрос.
- Изучение нового материала.
- Работа с учебником. Закрепление изучаемого материала.
- Философская минутка
- Практическая работа. Комментирование выбора ответа.
- Самостоятельная работа. Тест.
- Предупреждение ошибок в предложениях с однородными членами.
- Закрепление. Устранение ошибок в предложениях.
- Итог урока.
Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, активизация мышления посредством выполнения творческих заданий.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Орфоэпическая разминка.
(1 ученик читает слова, учащиеся записывают)
АсторонОмия, апострОф, баловАть, бАнты, вероисповЕдание, добелА, донЕльзя, завсегдАтай, зубчАтый, звонИшь, тОрты, изОгнутый, пулОвер, принЯвший, намЕрение, мЕстностей, цепОчка, чЕрпать, экспЕрт, углубИть, стАтуя, сОгнутый, прозорлИвый, простынЯ, Отрочество, паралИч, отлучИт, премировАть, оптОвый, обеспЕчение, красИвее, инженЕров, ходАтайство, щавЕль, фенОмен, тОрты, столЯр, умЕрший, феЕрия, созданА, недУг.
- Над словами с ударением на 3-м слоге поставьте цифру 3.
- Прочитайте эти слова.
- Проверьте на экране (слайд 3)
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Какие члены предложения называются однородными? (После ответа учащихся демонстрируется запись на экране) (Слайд №4)
- Какие члены предложения не являются однородными?
Слайд №5
- С помощью каких союзов соединяются однородные члены предложения?
Слайд №6
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
Слайд №7
4. Изучение нового материала:
1. Наблюдение.
(Слайды №8-11)
1) С чужими я либо робел, либо важничал. Он забавлял нас рассказами, или играл с нами, или случал мое чтение.
- Назовите однородные члены предложения. С помощью каких союзов связаны однородные члены предложения?
Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и:и, или:или, либо:либо, то:то, не то:не то, да:да.
При соединении однородных членов повторяющимися союзами запятая ставится перед первым повторяющимся союзом и далее, если перечисление начинается с однородного члена предложения
2) Вид проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное зрелище.
Запятая ставится перед второй частью двойного союза как : так и, хотя и :но, не столько:сколько, если не :то, настолько:насколько, столько же:сколько, не так:как, не только:но и.
2. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1) Упражнение №404 по цепочке (устно)
Слайд №12
2) Философская минутка. (Объясните пунктуацию)
- Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба
любит равенство.
И.А. Гончаров - Книги - корабли мысли, странствующие по
волнам времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к поколению.
Ф. Бэкон
Слайд №13
Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) английский философ, родоначальник английского материализма, государственный деятель)
- Назовите в этих предложениях однородные члены.
- С помощью каких союзов они соединены?
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд №14 - 17 Комментирование запятых
1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же.
2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.
3) Гость недолго гостит, да много видит.
4) Подаренная книга оказалась не только интересной, но и полезной.
2. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не надо ставить запятую.
1) Хоть и люблю я её очень ( ) но в театр с ней не пойду.
2) Казалось, он прошёл огонь ( ) и воду ( ) медные трубы.
3) Мне нужна одна тетрадь ( ) или две ( ) или три.
4) Там были розы и георгины ( ) гладиолусы и незабудки.
3. Укажите предложение, в котором надо поставить больше одной запятой.
1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
2) Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок.
3) Или поезжай туда прямо сейчас или ложись и поспи нормально.
4) Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождем или снегом наблюдать за людьми и птицами и природой.
4. Из предложений 17 - 18 выпишите все сочинительные союзы (В2)
(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку.
Самостоятельная работа (А22)
На столе у каждого ученика тест
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить три запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
- Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве.
- Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.
- Далекие гулы повторяют рёв и треск шум и гром.
- Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.
- Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
- Солнце показывается из-за облаков заливает лес поле и наших путников греющим светом.
- Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотнёй Тарантьева.
- Метели и вьюги стужа и темнота не помешали и высадке отважных полярников и проведению ими исследования Арктики.
- Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.
- На протяжении всего полёта из окна самолета виднелись песчаные равнины или далекие горы.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
- Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.
- Под кустом черемухи я действительно нашел и ключик и спавшую внучку.
- Кругом были пни корявые стволы да мелкая поросль.
- Он носил или лето и зиму свою старую кепку.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- Горный поток шумел и пенился и бился о скалы.
- Он был причесан и одет безукоризненно ослеплял свежестью лица и перчаток и фрака.
- Канонада слышалась и день и ночь.
- Квартира его хотя и просторна но сумрачна.
Слайд №18 Проверка учащимися правильность выполнения теста
5. Предупреждение ошибок в предложениях с однородными членами.
Слово учителя:
Ошибки в предложениях с однородными членами часто вызваны нарушением законов логики и дополняются огрехами в выборе конструкции. Сейчас рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Слайд №19
1. Ошибка может быть вызвана лексической несочетаемостью одного из однородных членов с тем словом в предложении, с которым он связан:
Они благодарили за то внимание и помощь, которыми окружило их московское правительство. (Лексическая несочетаемость. Можно окружить вниманием, но нельзя окружить помощью.)
Слайд№20
2. Нельзя сочетать в качестве однородных членов видовые и родовые понятия:
На столе стояли тарелки, чашки, бокалы и разная посуда. ( Нельзя сочетать в качестве однородных членов видовые и родовые понятия).
Слайд №22
3. Следует избегать конструкций, в которых может быть установлена неправильная смысловая связь между словами.
Началась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. (Следует избегать конструкций, в которых может быть установлено неправильная смысловая связь между словами).
Слайд №23
4. При попарном сочетании однородных членов их следует подбирать по принципу сходства или контраста, но не соединять случайно. Неудачный вариант:
Он все хранил: романы и старые журналы, газеты и собрания сочинений, сборники авторов и брошюры.
Слайд №25
5. Часто нарушается порядок слов при использовании двойных союзов.
В это время художник не только пишет портреты, но и несколько прекрасных пейзажей. (Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов. Надо сказать: : пишет не только портреты, но и несколько прекрасных пейзажей).
6. Самостоятельная работа
Укажите характер ошибки с однородными членами. Исправьте ошибку:
- В магазин завезли лук, картофель, грейпфрукты, чеснок и другие овощи.
- В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов.
- На столах в вазах стояли свежие полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины.
- Все в городе знают этого врача. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и большим опытом.
- Жуковский не только был интересным поэтом, но и прекрасным переводчиком.
- Полнота изображения эпохи достигается за счет того, что в пьесе есть не только действующие лица, а так же множество внесценических персонажей.
Итог урока.
Домашнее задание: параграфы 82-83, упр. 406; (выразить свою точку зрения на высказывания авторов, аргументировать)