Понятие "алгоритм". Его свойства и исполнители. 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (688 кБ)


Тип урока: урок изучения нового материала

Необходимые материалы и оборудование: проектор, компьютер с установленной программой PowerPoint, доска, листы формата А3

Цели урока:

образовательная: сформировать у учащихся понятия:

  • алгоритм,
  • свойства алгоритма,
  • исполнитель алгоритма;

развивающая: развивать:

  • умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • умение сравнивать,
  • умение аргументировать и доказывать свое мнение,
  • умение выдвигать гипотезы и предположения,
  • планировать свою деятельность,

воспитательная: воспитывать:

  • умение работать в команде,
  • активность,
  • внимательность,
  • целеустремленность,
  • наблюдательность,
  • критичность и самокритичность,
  • тактичность.

Применяемые технологии: мини-проект, технология критического мышления, ролевая игра.

Применяемые методы: проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Предварительная подготовка: на листе формата А3 написать слово АЛГОРИТМ, разрезать этот лист фигурно на две части и спрятать их (желательно в других помещениях: я положила на подоконники на разных этажах школы).

План урока:

  1. Организационный момент: 2 мин
  2. Постановка задачи: 3 мин
  3. Работа учащихся над мини-проектами: 5 мин
  4. Объяснение нового материала :25 мин
  5. Анализ алгоритма: 3 мин
  6. Запись домашнего задания: 2 мин
  7. Итог урока: 5 мин.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих Приветствие
Сегодня у нас новая тема, но ее изучение мы начнем с решения задачи. Дело в том, что лист, на котором написана тема урока, наше "сокровище", разрезали на две части и спрятали в разных местах. Разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана и 1 гонца, который и пойдет искать "сокровище" и помощника, который поможет собраться гонцу в дорогу. Формируют команды, выбирают капитана и гонца.
Объясняет, что гонцы и помощники пойдут готовиться и команды их увидят только после возвращения с "сокровищем". Объясняет, как гонцам и их помощникам "собраться в дорогу": составить список необходимых вещей. Гонцы и их помощники уходят "собираться в дорогу".
Объявляет оставшимся учащимся, где лежат "сокровища" и ставит пред ними задачу: "объяснить" своим гонцам, как найти "сокровища". При этом усложняет задачу одной из команд: их гонец не умеет читать. Команды на листах формата А3 пишут и рисуют план поиска сокровищ
Повторение: какие виды информации вы использовали для инструкций своим гонцам? К какой классификации видов информации относятся эти два вида? Какие еще виды информации существуют в этой классификации? Какой другой подход к классификации видов информации вы знаете? Перечислите виды информации в этой классификации. Гонцы ищут сокровища. Остальные учащиеся повторяют пройденный материал, отвечая на вопросы учителя.
Прикрепляет найденные части листа на доску. Что же обозначает это слово? Показывает третий слайд презентации. Гонцы приносят "сокровища". Записывают тему в тетрадь.
Вопросы: Что вы писали для гонцов? Что вы рисовали?

Обобщить ответы словами: последовательность действий.

Так вот, алгоритм - это и есть запись последовательности действий. Давайте запишем определение.

Записывают в тетрадь определение алгоритма:

Алгоритм - это точное предписание последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.

Какие же способы записи алгоритмов существуют? Ответ: текстовый и графический
А буду ли алгоритмом списки, которые составляли наши гонцы и их помощники?

Обычно формулируют несколько свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций.

Нет
Формулирует свойства алгоритма с пояснениями каждого. Записывают в тетрадь свойства алгоритма: дискретность, определенность, конечность, результативность и массовость.
Посмотрите, у меня на слайде написан алгоритм открывания двери. Проверьте, всем ли свойствам он удовлетворяет? (Одиннадцатый слайд презентации) Читают алгоритм, анализируют, высказывают мнения.
Давайте еще раз прочитаем определение алгоритма. Это последовательность действий, а кто же выполняет эти действия? Человек
Правильно. Человек - это исполнитель алгоритма. Скажите, человек может выполнить любой алгоритм?

Значит, существуют и другие исполнители алгоритмов? Назовите их. Если учащиеся затрудняются с ответом, можно привести пример алгоритма для стиральной машины.

Определение исполнителя алгоритма

 

Нет.

 

Записывают определение исполнителя:

Исполнитель - объект, который выполняет действия, описанные в алгоритме

Мы узнали много нового на сегодняшнем уроке. Давайте вспомним новые понятия. Краткое повторение изученных понятий.
Домашнее задание Привести примеры алгоритмов, которые выполняют учащиеся на уроках, алгоритмов, которые выполняют машины