Тип урока: урок изучения нового материала
Необходимые материалы и оборудование: проектор, компьютер с установленной программой PowerPoint, доска, листы формата А3
Цели урока:
образовательная: сформировать у учащихся понятия:
- алгоритм,
- свойства алгоритма,
- исполнитель алгоритма;
развивающая: развивать:
- умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- умение сравнивать,
- умение аргументировать и доказывать свое мнение,
- умение выдвигать гипотезы и предположения,
- планировать свою деятельность,
воспитательная: воспитывать:
- умение работать в команде,
- активность,
- внимательность,
- целеустремленность,
- наблюдательность,
- критичность и самокритичность,
- тактичность.
Применяемые технологии: мини-проект, технология критического мышления, ролевая игра.
Применяемые методы: проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Предварительная подготовка: на листе формата А3 написать слово АЛГОРИТМ, разрезать этот лист фигурно на две части и спрятать их (желательно в других помещениях: я положила на подоконники на разных этажах школы).
План урока:
- Организационный момент: 2 мин
- Постановка задачи: 3 мин
- Работа учащихся над мини-проектами: 5 мин
- Объяснение нового материала :25 мин
- Анализ алгоритма: 3 мин
- Запись домашнего задания: 2 мин
- Итог урока: 5 мин.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих | Приветствие |
Сегодня у нас новая тема, но ее изучение мы начнем с решения задачи. Дело в том, что лист, на котором написана тема урока, наше "сокровище", разрезали на две части и спрятали в разных местах. Разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана и 1 гонца, который и пойдет искать "сокровище" и помощника, который поможет собраться гонцу в дорогу. | Формируют команды, выбирают капитана и гонца. |
Объясняет, что гонцы и помощники пойдут готовиться и команды их увидят только после возвращения с "сокровищем". Объясняет, как гонцам и их помощникам "собраться в дорогу": составить список необходимых вещей. | Гонцы и их помощники уходят "собираться в дорогу". |
Объявляет оставшимся учащимся, где лежат "сокровища" и ставит пред ними задачу: "объяснить" своим гонцам, как найти "сокровища". При этом усложняет задачу одной из команд: их гонец не умеет читать. | Команды на листах формата А3 пишут и рисуют план поиска сокровищ |
Повторение: какие виды информации вы использовали для инструкций своим гонцам? К какой классификации видов информации относятся эти два вида? Какие еще виды информации существуют в этой классификации? Какой другой подход к классификации видов информации вы знаете? Перечислите виды информации в этой классификации. | Гонцы ищут сокровища. Остальные учащиеся повторяют пройденный материал, отвечая на вопросы учителя. |
Прикрепляет найденные части листа на доску. Что же обозначает это слово? Показывает третий слайд презентации. | Гонцы приносят "сокровища". Записывают тему в тетрадь. |
Вопросы: Что вы писали для гонцов? Что вы
рисовали? Обобщить ответы словами: последовательность действий. Так вот, алгоритм - это и есть запись последовательности действий. Давайте запишем определение. |
Записывают в тетрадь определение
алгоритма: Алгоритм - это точное предписание последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата. |
Какие же способы записи алгоритмов существуют? | Ответ: текстовый и графический |
А буду ли алгоритмом списки, которые
составляли наши гонцы и их помощники? Обычно формулируют несколько свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. |
Нет |
Формулирует свойства алгоритма с пояснениями каждого. | Записывают в тетрадь свойства алгоритма: дискретность, определенность, конечность, результативность и массовость. |
Посмотрите, у меня на слайде написан алгоритм открывания двери. Проверьте, всем ли свойствам он удовлетворяет? (Одиннадцатый слайд презентации) | Читают алгоритм, анализируют, высказывают мнения. |
Давайте еще раз прочитаем определение алгоритма. Это последовательность действий, а кто же выполняет эти действия? | Человек |
Правильно. Человек - это исполнитель
алгоритма. Скажите, человек может выполнить
любой алгоритм? Значит, существуют и другие исполнители алгоритмов? Назовите их. Если учащиеся затрудняются с ответом, можно привести пример алгоритма для стиральной машины. Определение исполнителя алгоритма |
Нет.
Записывают определение исполнителя: Исполнитель - объект, который выполняет действия, описанные в алгоритме |
Мы узнали много нового на сегодняшнем уроке. Давайте вспомним новые понятия. | Краткое повторение изученных понятий. |
Домашнее задание | Привести примеры алгоритмов, которые выполняют учащиеся на уроках, алгоритмов, которые выполняют машины |