Интегрированный урок-диспут "Атомная энергетика – "за" и "против"?

Разделы: Физика, Биология, География


10 класс

Время занятия - 60 мин.

Цель: определение положительных и отрицательных сторон научных открытий и технологических достижений атомной энергетики.

Задачи:

Образовательные.

  • Изучить особенности работы ядерных реакторов.
  • Выявить влияние радиоактивности на живые организмы.
  • Определить факторы размещения атомных электростанций.

Воспитательные.

  • Формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.

Развивающие.

  • Развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге,
  • Расширить кругозор учащихся, основанный на межпредметных связях.
  • Развивать самостоятельную деятельность учащихся во время учебного практикума.
  • Занятие проводится с использованием презентации по программе Notebook, Интернет-ресурсов.

Приложение 1.

Оборудование: компьютеры с установленной программой, мультимедийный экран, проектор, раздаточный дидактический материал к уроку.

Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся (работа с Интернетом, СМИ, дополнительной справочной литературой) по поиску информации заданной тематике с учетом интересов детей.

Класс делится на 3 рабочие группы.

  • Инженеры (технологические процессы атомных электростанций).
  • Экологи (факторы размещения атомных электростанций).
  • Медики (влияние радиации на организм человека).

Каждому учащемуся раздаётся индивидуальная карта оценивания. Приложение 2.

Структура урока

I. Оргмомент (3 мин.)

- эмоциональный настрой с помощью визуального восприятия (файл "Новости" (Notebook): страница №1)

II. Постановка темы занятия, цели и задач (5-7 мин.)

Вступительное слово педагога.

Введение. Обойтись без использования атомной энергии человечество в современном мире не может. Мы встречаемся с радиоактивностью практически во всех областях деятельности: для получения энергии, медицине, археологии, дефектоскопии, селекции. Однако надо помнить, что абсолютно безопасных технологий не бывает и в каждом случае необходимо оценивать степень пользы и риска.

Вопрос.

- Как вы считаете, необходимо ли дальнейшее использование атомной энергетики или придется отказаться от неё?

(Файл "Атомная энергетика - "за" и "против"? (Notebook): страница №2)

Проводится прием развивающего обучения "Мозговой штурм".

Ответы учащихся фиксируются на доске в два столбца "за", "против".

III. Диспут (15-20 мин.)

Ведущий знакомит с правилами диспута

(файл "Правила диспута " (Notebook): страница №3).

- Для того чтобы подтвердить ваши предположения или опровергнуть их вы должны привести аргументы из предложенного вам текста. Время 5-7 мин.

Приложение 3.

Проводятся обсуждения аргументов учащихся с опорой на информацию, зафиксированную на доске во время "Мозгового штурма".

IV. Учебный практикум (15 мин.)

Медики.

Решение генетической задачи с помощью программы Notebook

(файл "Задание медикам " (Notebook): страница №4).

Инженеры.

Поиск информации с помощью Интернет-ресурсов о влиянии радиоактивных веществ на живые организмы

(файл "Задание экологам" (Notebook): страница №5).

Экологи.

Поиск информации с помощью Интернет-ресурсов о перспективах строительства новой АЭС в России. Оценка правильности размещения новой АЭС (файл "Задание инженерам" (Notebook): страница №6).

Представление групп по результатам практикума, демонстрация выполненной работы и подведение итогов и выставление оценок в индивидуальной карте оценивания.

V. Рефлексия.

Демонстрация фильма "Эхо Чернобыльской катастрофы".

Звуковое сопровождение урока.

Заключительное слово ведущего учителя (используется стихотворение древнегреческого комедиографа Аристофана).

Прежде чем встать за кормило,
Уметь стать нужно гребцом.
А затем и лоцманом зорким, чтобы
Природу ветров своевольных понять.
И тогда уж искусной рукой самому
Свой корабль направлять и вести.