10 класс
Время занятия - 60 мин.
Цель: определение положительных и отрицательных сторон научных открытий и технологических достижений атомной энергетики.
Задачи:
Образовательные.
- Изучить особенности работы ядерных реакторов.
- Выявить влияние радиоактивности на живые организмы.
- Определить факторы размещения атомных электростанций.
Воспитательные.
- Формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.
Развивающие.
- Развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге,
- Расширить кругозор учащихся, основанный на межпредметных связях.
- Развивать самостоятельную деятельность учащихся во время учебного практикума.
- Занятие проводится с использованием презентации по программе Notebook, Интернет-ресурсов.
Оборудование: компьютеры с установленной программой, мультимедийный экран, проектор, раздаточный дидактический материал к уроку.
Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся (работа с Интернетом, СМИ, дополнительной справочной литературой) по поиску информации заданной тематике с учетом интересов детей.
Класс делится на 3 рабочие группы.
- Инженеры (технологические процессы атомных электростанций).
- Экологи (факторы размещения атомных электростанций).
- Медики (влияние радиации на организм человека).
Каждому учащемуся раздаётся индивидуальная карта оценивания. Приложение 2.
Структура урока
I. Оргмомент (3 мин.)
- эмоциональный настрой с помощью визуального восприятия (файл "Новости" (Notebook): страница №1)
II. Постановка темы занятия, цели и задач (5-7 мин.)
Вступительное слово педагога.
Введение. Обойтись без использования атомной энергии человечество в современном мире не может. Мы встречаемся с радиоактивностью практически во всех областях деятельности: для получения энергии, медицине, археологии, дефектоскопии, селекции. Однако надо помнить, что абсолютно безопасных технологий не бывает и в каждом случае необходимо оценивать степень пользы и риска.
Вопрос.
- Как вы считаете, необходимо ли дальнейшее использование атомной энергетики или придется отказаться от неё?
(Файл "Атомная энергетика - "за" и "против"? (Notebook): страница №2)
Проводится прием развивающего обучения "Мозговой штурм".
Ответы учащихся фиксируются на доске в два столбца "за", "против".
III. Диспут (15-20 мин.)
Ведущий знакомит с правилами диспута
(файл "Правила диспута " (Notebook): страница №3).
- Для того чтобы подтвердить ваши предположения или опровергнуть их вы должны привести аргументы из предложенного вам текста. Время 5-7 мин.
Проводятся обсуждения аргументов учащихся с опорой на информацию, зафиксированную на доске во время "Мозгового штурма".
IV. Учебный практикум (15 мин.)
Медики.
Решение генетической задачи с помощью программы Notebook
(файл "Задание медикам " (Notebook): страница №4).
Инженеры.
Поиск информации с помощью Интернет-ресурсов о влиянии радиоактивных веществ на живые организмы
(файл "Задание экологам" (Notebook): страница №5).
Экологи.
Поиск информации с помощью Интернет-ресурсов о перспективах строительства новой АЭС в России. Оценка правильности размещения новой АЭС (файл "Задание инженерам" (Notebook): страница №6).
Представление групп по результатам практикума, демонстрация выполненной работы и подведение итогов и выставление оценок в индивидуальной карте оценивания.
V. Рефлексия.
Демонстрация фильма "Эхо Чернобыльской катастрофы".
Заключительное слово ведущего учителя (используется стихотворение древнегреческого комедиографа Аристофана).
Прежде чем встать за кормило,
Уметь стать нужно гребцом.
А затем и лоцманом зорким, чтобы
Природу ветров своевольных понять.
И тогда уж искусной рукой самому
Свой корабль направлять и вести.