Цели урока:
- Закрепить умения устных приёмов сложения и вычитания двузначного и однозначного числа с переходом через десяток.
- Развивать умения переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию для решения проблем.
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. "Яркий образ".
Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.
Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет -мёртвая, я разомкну ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный".
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, живая или мёртвая?" И тогда мудрец сказал "Всё в твоих руках:"
Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем уроке математики всё будет в ваших руках и у вас всё получится. Всё в ваших руках?
2. Мотивация.
В последующей работе за каждое правильно выполненное задание откладывайте себе, сами себя оценивая:
- красный круг - за задание правильное,
- зелёный круг - за задание с 1 ошибкой,
- жёлтый круг - за задание с 2 ошибками
III. Минутка чистописания
Ребята, а какой сейчас месяц?
- Какое число?
- А теперь, откройте тетради и запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.
- Задумайте число от 0 до 10 и запишите его, дальше через запятую вы будете записывать только ответы, а вычисления выполняйте устно:
"К задуманному числу, которое вы записали, прибавьте 30 и запишите ответ; от полученной суммы отнимите свое задуманное число и опять запишите ответ; прибавьте число 14 и запишите ответ; теперь отнимите 4 и запишите ответ. У вас у всех в ответе будет 40".
- Поднимите руки, у кого не получилось число 40. Значит, вы допустили ошибку в вычислениях, но я надеюсь, что в следующий раз вы будете внимательней.
IV. Устный счет.
1. Индивидуальная работа.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
№1. Реши задачу:
На клумбе распустилось 9 астр и 5 георгинов, когда распустилось ещё несколько цветов, их всего стало 20.
Сколько цветов ещё распустилось?
№2. Вставь вместо "звёздочки *" пропущенные числа:
90 - 53 = 90 -* - 3 = *
58 - 20 = 50 - 20 + *
№3.Реши задачу:
Во дворе гуляло 7 кур и 4 петуха, когда несколько птиц ушло, осталось 5. Сколько птиц ушло?
№4. В каком выражении знак сравнения поставлен неверно.
а) 7+5+3=5+7+3
б) 9+6-3>8+7-4
в) 8+8+8< 8+8+7
№5. Найди верные высказывания и поставь знак " + ", неверные - знак "-":
1. Если 27 увеличить на 30 то получится 60.
2. Разность чисел 49 и 5 равна 44.
3. Если 79 уменьшить на 8, то получится 704. Сумма чисел 54 и 3 равна 57.
2. Задачи.
- Прочитайте и сравните задачи.
Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов, Лена - 7. Остальные - Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня? | Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена - 7. Остальные - Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня, если все девочки набрали 20 стаканов? |
Подумайте, в какой задаче выможете ответить на вопрос, а в какой - нет и почему?
3. Работа с геометрическим материалом.
- Какие геометрические фигуры лежат у вас на парте?
- Сколько треугольников?
- Сложите из этих треугольников квадрат.
- Что мы можем сказать о квадрате?
V. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим закреплять навыки сложения и вычитания двузначных чисел.
VI. Работа по теме урока.
Задание № 9 (с. 64).
- Рассмотрите рисунки в учебнике. Составьте условие задачи по данным иллюстрациям.
- Прочитайте данные выше вопросы.
- Запишите кратко условие задачи.
Запись:
Решение:
1) 35 - 17 = 18 (шт.) - меньше красных роз, чем белых.
2) 43 - 35 = 8 (шт.) - больше желтых роз, чем белых.
3) 17 + 35 = 52 (шт.) - красных и белых.
4) 35 + 43 = 78 (шт.) - белых и желтых.
5) 52 + 43 = 95 (шт.) - роз всего.
Задание № 13 (с. 65).
- Сравните выражения в первом и втором столбике. Чем они похожи? (Первое слагаемое - 15, а второе слагаемое увеличивается на 10.)
- Как изменяются результаты в этих столбиках? (Значения сумм увеличивается на 10.)
- Проверьте свои высказывания, выполнив сложение.
- Сравните выражения в третьем и четвертом столбиках. Чем они похожи? (Уменьшаемое - одинаковое число - 50.)
- Чем они отличаются? (Вычитаемое увеличивается на 5 в каждом следующем выражении.)
- Как изменяются результаты в этих выражениях? (Значение разности уменьшается на 5 единиц.)
- Проверьте свои высказывания, выполнив вычитание в столбик.
Физминутка.
VII. Повторение пройденного материала.
Работа по учебнику.
Задание № 19 (с. 66).
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что требуется найти?
Решение:
1. Сколько было бы ребят, если бы мальчиков было столько, сколько девочек?
12 - 4 = 8 (чел.)
I способ: 12 - 4 = 8 (чел.)
или
II способ: 4 + 4 = 8 (чел.)
О т в е т: 8 мальчиков.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 94.
- Как узнать, "на сколько больше"?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое из заданий было самым интересным; самым трудным?
- Оцените свою работу на уроке.
А теперь посмотрите на бабочку. Помните историю про мудреца? Что он сказал? А что было сегодня в наших руках?
Всё сегодня было в ваших руках и у вас всё получилось.
IX. Домашнее задание.
С. 65 №12