Театр королевы музыки

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель:

  • продолжить знакомство учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);

Задачи:

  • раскрыть учащимся роль дирижёра в создании музыкального спектакля;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать образно-игровое видение в процессе знакомства с новым произведением, в процессе размышления о музыке;
  • вызывать эмоциональный отклик на песенную, танцевальную, маршевую музыку из опер и балетов;
  • воспитание у детей культуры слушателя.

Ход урока

Дети входят с билетами в класс, который оформлен, как зрительный зал.

После музыкального приветствия.

Учитель. Ребята, куда мы с вами попали? Что необычного в нашем классе?

Дети. Наш класс превратился в зрительный зал (слайд №2)

Учитель. Совершенно верно. Вы получили билеты и как положено в театре сели на свои места. Но эти билеты я прошу не терять в конце урока, с их помощью вы сможете себя оценить. В течение всего урока вы можете выставлять себе баллы от 1 до 5 за каждый вид работы. Потом посчитаем и выясним - кто же наберет самое большое количество баллов.

Для чего нужен зрительный зал? Где мы можем найти его?

Дети. В кино, в театре.

Учитель. Мы продолжаем разговор о театре. Может ли театр и музыки быть связаны между собой?

Дети. Конечно, существует музыкальный театр.

Учитель. Сегодня Королева Музыки приглашает нас в свой музыкальный театр. В каждой стране мира есть свой музыкальный театр (слайд №3.4.5). Например: итальянский театр "Ла Скала", Парижская опера, Метрополитен опера в США и, конечно, мы не можем не сказать о главном музыкальном театре нашей страны - это Большой театр.(слайд №6) История большого театра величественна и запутанна. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался (слайд№7). Последняя реконструкция закончилась совсем недавно.

А построен театр был в начале 19 века и считался тогда одним из лучших в Европе, по масштабам уступая только миланскому "Ла Скала".

- А что мы можем увидеть в театре Королевы Музыки?

Дети. Разные музыкальные спектакли - оперу или балет.

Учитель. Театр Королевы музыки только для взрослых? А для детей есть музыкальные спектакли? Какие вы знаете музыкальные сказки, которые могут идти музыкальном театре?

Дети. перечисляют и в том числе опера "Волк и семеро козлят" М.Коваля

Учитель. (слайд № 8)Музыкальный театр многообразен, у него много лиц. Это может быть оперетта, опера, мюзикл, музыкальная сказка и, конечно, балет.

Я предлагаю вам посмотреть, как танцуют артисты балета.

Видеофрагмент "Марш" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского (слайд № 9).

Учитель. Этот замечательный и очень красивый марш написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Кто знает - как называется этот балет?

(ответы детей) (слайд №10.)

Давайте представим, что мы с вами на новогодней елке, начинается детский праздник и мы слушаем этот марш еще раз.

Слушание

Учитель. Кто начинает марш: мальчики или девочки?

- Почему вы так думаете? Верно, вначале музыка звучит бодрая, четкая. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять марш легко и задорно (слайд № 11).

Учитель проигрывает фрагмент, мальчики выполняют движения:

Сидя - ладошками по столу, кулочки по коленочкам. Стоя - маршируют.

Учитель. А какая музыка у девочек? Верно -легкая, воздушная, изящная. Теперь танцуют девочки.

Учитель проигрывает фрагмент - девочки сидя- пальчиками по столу, стоя ударяют об пол носочком.

Учитель. А теперь будем танцевать все вместе.

Под музыку дети выполняют движения: мальчики, девочки, мальчики, девочки.

Учитель. Ребята, вспомните, какой спектакль называется оперой? ( ответы детей )(слайд № 12)

- Предлагаю поиграть в игру " Мы - актеры" и выразительно исполнить хор "Семеро козлят" с движениями (слайд № 13).

Игра "Мы - актёры".

- Из какого спектакль этот хор? Каких персонажей из этой сказки вы знаете? (ответы детей)

Учитель играет мелодию из "Колыбельной мамы Козы)

- Кто исполняет эту песню?

- Правильно, мама поёт своим козлятам колыбельную и в песне называет каждого козлёнка по имени. Подумайте, почему их так назвала мама?

Дети.

Всезнайка - всё знает, он даже знает, где мама запрятала банку с вареньем; Бодайка - любитель бодаться; Топтушка на месте не сидит: "Я на венике верхом объезжаю всё кругом, ты, беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь, или нет?"; Болтушка - это девочка, которая любит поговорить; Мазилка - всегда чумазый; Дразнилка - любит дразнить своих братьев; Малыш - самый маленький, но он самый смелый.

- Послушайте, о чём поёт Малыш? Определите, что звучит: песня, танец, марш. Покажите характер музыки движениями рук.

Дети слушают и показывают кулачками в воздухе чёткий ритм марша.

Учитель.

А теперь подумайте и скажите, кто необходим для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль?(слайд№14)

Дети.

Для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль, необходимы: композитор, актёр, режиссёр, художник, музыкант и дирижёр.

Учитель. И еще нужны рабочие, которые делают жесткий и мягкий инвентарь, осветители, гримеры, костюмеры, рабочие по сцене - вот как много людей трудится, для того чтобы получился оперный, балетный или любой другой музыкальный спектакль.

Как вы думаете, важна ли роль дирижера?(слайд№15)

Дети. Да, палочку дирижёра называют волшебной, так как по её взмаху, без слов играют музыканты.

Учитель. Правильно, язык дирижёра, его жесты понятны музыкантам без слов (слайд № 16)

Видеофрагмент "Дирижер во время концерта"

- А теперь, попробуем себя в роли дирижёров. Послушайте музыку, определите её характер (песенный, танцевальный или маршевый) и попробуем этой музыкой продирижировать.

Игра "Мы - дирижеры"

"Барыня" (р.н.п.) (слайд № 17)

Дети слушают, определяют характер музыки и дирижируют.

Учитель. Если мы говорим о музыкальном театре - мы не можем не вспомнить музыкантов оркестра. Я предлагаю вам выбрать дирижера, а остальным превратиться в музыкантов оркестра.

Игра "Дирижер и музыканты"

Р. Паулс "Колыбельная"

С.С.Прокофьев "Марш"

Учитель. Итак, чем различаются балет и опера? что у них общего? (слайд № 18).

Дети.

- В операх актёры только поют, а в балетах - только танцуют.

- Оперы и балеты - это музыкальные спектакли и их можно увидеть в музыкальном театре.

Итог урока:

Обобщение:

Учитель. Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.

1. (слайд№19)

  Опера балет
Роль вокала главная отсутствует
Роль танца второстепенная главная
оркестр симфонический симфонический

2. Дети выполняют проверочные задания, определяют по видеофрагментам, где опера и где балет.

Учитель. Предлагаю подсчитать баллы, которые вы себе ставили на ваших билетах в течении всего урока. Вы все молодцы и прекрасно справились со всеми заданиями (слайд № 20)

После музыкального прощания дети выходят из класса.