Цель:
- продолжить знакомство учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);
Задачи:
- раскрыть учащимся роль дирижёра в создании музыкального спектакля;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать образно-игровое видение в процессе знакомства с новым произведением, в процессе размышления о музыке;
- вызывать эмоциональный отклик на песенную, танцевальную, маршевую музыку из опер и балетов;
- воспитание у детей культуры слушателя.
Ход урока
Дети входят с билетами в класс, который оформлен, как зрительный зал.
После музыкального приветствия.
Учитель. Ребята, куда мы с вами попали? Что необычного в нашем классе?
Дети. Наш класс превратился в зрительный зал (слайд №2)
Учитель. Совершенно верно. Вы получили билеты и как положено в театре сели на свои места. Но эти билеты я прошу не терять в конце урока, с их помощью вы сможете себя оценить. В течение всего урока вы можете выставлять себе баллы от 1 до 5 за каждый вид работы. Потом посчитаем и выясним - кто же наберет самое большое количество баллов.
Для чего нужен зрительный зал? Где мы можем найти его?
Дети. В кино, в театре.
Учитель. Мы продолжаем разговор о театре. Может ли театр и музыки быть связаны между собой?
Дети. Конечно, существует музыкальный театр.
Учитель. Сегодня Королева Музыки приглашает нас в свой музыкальный театр. В каждой стране мира есть свой музыкальный театр (слайд №3.4.5). Например: итальянский театр "Ла Скала", Парижская опера, Метрополитен опера в США и, конечно, мы не можем не сказать о главном музыкальном театре нашей страны - это Большой театр.(слайд №6) История большого театра величественна и запутанна. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался (слайд№7). Последняя реконструкция закончилась совсем недавно.
А построен театр был в начале 19 века и считался тогда одним из лучших в Европе, по масштабам уступая только миланскому "Ла Скала".
- А что мы можем увидеть в театре Королевы Музыки?
Дети. Разные музыкальные спектакли - оперу или балет.
Учитель. Театр Королевы музыки только для взрослых? А для детей есть музыкальные спектакли? Какие вы знаете музыкальные сказки, которые могут идти музыкальном театре?
Дети. перечисляют и в том числе опера "Волк и семеро козлят" М.Коваля
Учитель. (слайд № 8)Музыкальный театр многообразен, у него много лиц. Это может быть оперетта, опера, мюзикл, музыкальная сказка и, конечно, балет.
Я предлагаю вам посмотреть, как танцуют артисты балета.
Видеофрагмент "Марш" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского (слайд № 9).
Учитель. Этот замечательный и очень красивый марш написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Кто знает - как называется этот балет?
(ответы детей) (слайд №10.)
Давайте представим, что мы с вами на новогодней елке, начинается детский праздник и мы слушаем этот марш еще раз.
Слушание
Учитель. Кто начинает марш: мальчики или девочки?
- Почему вы так думаете? Верно, вначале музыка звучит бодрая, четкая. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять марш легко и задорно (слайд № 11).
Учитель проигрывает фрагмент, мальчики выполняют движения:
Сидя - ладошками по столу, кулочки по коленочкам. Стоя - маршируют.
Учитель. А какая музыка у девочек? Верно -легкая, воздушная, изящная. Теперь танцуют девочки.
Учитель проигрывает фрагмент - девочки сидя- пальчиками по столу, стоя ударяют об пол носочком.
Учитель. А теперь будем танцевать все вместе.
Под музыку дети выполняют движения: мальчики, девочки, мальчики, девочки.
Учитель. Ребята, вспомните, какой спектакль называется оперой? ( ответы детей )(слайд № 12)
- Предлагаю поиграть в игру " Мы - актеры" и выразительно исполнить хор "Семеро козлят" с движениями (слайд № 13).
Игра "Мы - актёры".
- Из какого спектакль этот хор? Каких персонажей из этой сказки вы знаете? (ответы детей)
Учитель играет мелодию из "Колыбельной мамы Козы)
- Кто исполняет эту песню?
- Правильно, мама поёт своим козлятам колыбельную и в песне называет каждого козлёнка по имени. Подумайте, почему их так назвала мама?
Дети.
Всезнайка - всё знает, он даже знает, где мама запрятала банку с вареньем; Бодайка - любитель бодаться; Топтушка на месте не сидит: "Я на венике верхом объезжаю всё кругом, ты, беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь, или нет?"; Болтушка - это девочка, которая любит поговорить; Мазилка - всегда чумазый; Дразнилка - любит дразнить своих братьев; Малыш - самый маленький, но он самый смелый.
- Послушайте, о чём поёт Малыш? Определите, что звучит: песня, танец, марш. Покажите характер музыки движениями рук.
Дети слушают и показывают кулачками в воздухе чёткий ритм марша.
Учитель.
А теперь подумайте и скажите, кто необходим для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль?(слайд№14)
Дети.
Для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль, необходимы: композитор, актёр, режиссёр, художник, музыкант и дирижёр.
Учитель. И еще нужны рабочие, которые делают жесткий и мягкий инвентарь, осветители, гримеры, костюмеры, рабочие по сцене - вот как много людей трудится, для того чтобы получился оперный, балетный или любой другой музыкальный спектакль.
Как вы думаете, важна ли роль дирижера?(слайд№15)
Дети. Да, палочку дирижёра называют волшебной, так как по её взмаху, без слов играют музыканты.
Учитель. Правильно, язык дирижёра, его жесты понятны музыкантам без слов (слайд № 16)
Видеофрагмент "Дирижер во время концерта"
- А теперь, попробуем себя в роли дирижёров. Послушайте музыку, определите её характер (песенный, танцевальный или маршевый) и попробуем этой музыкой продирижировать.
Игра "Мы - дирижеры"
"Барыня" (р.н.п.) (слайд № 17)
Дети слушают, определяют характер музыки и дирижируют.
Учитель. Если мы говорим о музыкальном театре - мы не можем не вспомнить музыкантов оркестра. Я предлагаю вам выбрать дирижера, а остальным превратиться в музыкантов оркестра.
Игра "Дирижер и музыканты"
Р. Паулс "Колыбельная"
С.С.Прокофьев "Марш"
Учитель. Итак, чем различаются балет и опера? что у них общего? (слайд № 18).
Дети.
- В операх актёры только поют, а в балетах - только танцуют.
- Оперы и балеты - это музыкальные спектакли и их можно увидеть в музыкальном театре.
Итог урока:
Обобщение:
Учитель. Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.
1. (слайд№19)
Опера | балет | |
Роль вокала | главная | отсутствует |
Роль танца | второстепенная | главная |
оркестр | симфонический | симфонический |
2. Дети выполняют проверочные задания, определяют по видеофрагментам, где опера и где балет.
Учитель. Предлагаю подсчитать баллы, которые вы себе ставили на ваших билетах в течении всего урока. Вы все молодцы и прекрасно справились со всеми заданиями (слайд № 20)
После музыкального прощания дети выходят из класса.