Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [С – СЫ]. Буква С"

Разделы: Логопедия


Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Цель: Развитие и совершенствование фонематических процессов, коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить представления детей о звуках [С - СЬ], обозначение их на письме буквой С.

2.Совершенствовать навык различения звуков [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция речевых нарушений

1.1. Развитие фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем.

1.2. Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализов.

1.3. Развитие навыков словообразования и словоизменения.

1.4. Уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса по теме "Наша Родина-Россия"

1.5. Расширение словарного запаса посредством введения новых слов: русский, российский.

1.6.Закрепление понятий "звук - буква", "словосочетание - предложение".

1.7. Формирование учебного высказывания.

1.8. Развитие языкового чутья, наблюдений за языковыми явлениями.

1.9. Совершенствование навыков чтения и письма.

1.10. Актуализация знаний по русскому языку.

1.11.Формирование готовности к восприятию орфограмм и их правописанию.

1.12.Развитие связной речи.

1.13.Закрепление навыков работы по инструкции, по алгоритму.

2. Развитие познавательных процессов

2.1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.2. Развитие внимания (произвольного, непроизвольного)

2.3. Развитие памяти (словесной, наглядно-образной, двигательной, кратковременной, долговременной)

2.4. Развитие мышления (развитие навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, понимание смысла пословиц и поговорок).

2.5. Развитие общей моторики, графо-моторных навыков.

2.6. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

3. Воспитательные:

3.1. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

3.2. Воспитывать умения слушать, не перебивая, учителя и товарищей.

3.3.Формировать знания и представления о России.

3.4.Воспитывать уважение и любовь к своей Родине, своему народу, уважительное отношение к государству.

Оборудование:

Карта Российской Федерации, индивидуальные карточки: символы (книга, ручка), разрезные слова, слова для составления словосочетаний, деформированная поговорка; словарные слова Россия, Москва, государство, Отечество для демонстрации на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто правильно изменит слово, чтобы вместо твёрдого звука [С] звучал мягкий звук [СЬ].

Лиса - лисичка (лисята)

Гусыня - гусь (гуси, гусята)

Бусы - бусинки

Коса - косичка

Усы - усики

Поднос - подносик.

2. Этап постановки цели. Актуализация знаний. Теоретическое обоснование данного умения.

- Какие звуки вы сейчас произносили в словах? (Твёрдый и мягкий звуки [С-Сь])

- Что вы узнали об этих звуках на прошлом занятии?

([С] - согласный, свистящий, твёрдый, глухой;

[СЬ] - согласный, тоже свистящий, когда мы его произносим, средняя часть языка поднимается к нёбу, он мягкий, тоже глухой;

Звука два обозначаются одной буквой С )

На наборном полотне выставляются карточки-символы: книга, ручка.

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на занятии? (Закреплять наши знания о звуках, читать слова с данными звуками, обозначать правильно их на письме)

Запись темы занятия в тетрадях

- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков. Тренировочные упражнения.

- А для чего нам важно различать звуки и уметь их обозначать на письме? (Правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков)

- А как они обозначаются? (Твёрдость и мягкость обозначаем последующей буквой)

Работа со звуками и буквой

- Зашифруйте слова, обозначая твёрдый звук [С] соответствующей буквой, а мягкий звук [СЬ] - двумя буквами(буквой С и буквой, следующей за ней).

Сосулька, сосед, смесь, сёстры, сюрприз, сосиски, состарился.

- Давайте проверим. (В слове сосулька я услышал два твёрдых звука [С] в первом и втором слогах, на письме обозначил буквой С. В слове сосед я обозначил звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Е; в слове смесь я обозначил звук [С] в первом слоге буквой С, звук [СЬ] в конце слова буквой С и мягким знаком и т.д.)

- Запишите слова по памяти, используя шифровку.

Вывод: МЯГКОСТЬ НА ПИСЬМЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА ОБОЗНАЧАЕТСЯ ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА И МЯГКИМ ЗНАКОМ.

Внимание детей обращается на карту.

- Как вы думаете, какое государство изображено на карте? (Россия)

- Скоро к нам в школу приедут иностранные гости. Нам с вами нужно им написать, что мы знаем о нашем государстве.

Работа со словами разной слоговой структуры.

1. Задание " Буквы рассыпались"

Детям раздаются индивидуальные наборы букв.

- Давайте соберём рассыпавшиеся слова. Дети составляют из букв слова: Русь, Россия, Москва, страна, государство, Отечество.

Логопед выставляет слова на доске, обращая внимание на правильное написание словарных слов: Россия, Москва, государство, Отечество.

- Запишите слова в тетради:

Имя собственное, в котором две буквы обозначают один звук (Россия)

Имя собственное, в котором букв больше, чем звуков (Русь)

Слово из двух слогов, в котором безударный гласный можно проверить (страна)

Слово из четырёх слогов, в котором первый безударный слог состоит из одной буквы (отечество)

Имя собственное с ударным последним слогом (Москва)

Слово из четырёх слогов с ударным третьим слогом (государство)

- Подчеркните слово, в последнем слоге которого звуков больше, чем букв (Россия)

- Давайте проверим.

- Почему вы подчеркнули слово Россия? (Оно главное, все остальные относятся к нему)

- Обозначьте твёрдость - мягкость звуков [С - СЬ] разным цветом.

- В каких словах встречается мягкий звук [СЬ]. Чем обозначена мягкость звука на письме? (Гласными второго ряда и буквой Ь)

4. Физкультминутка "Манипулятор".

Работа с новыми словами

Логопед знакомит детей с двумя новыми словами:

русский, российский

- Прочитайте слова. Что общего в их написании (Оба слова пишутся с маленькой буквы, в обоих словах по две буквы С)

- Сколько звуков обозначают две буквы СС в слове русский, как он звучит? (Один твёрдый согласный звук [С])

- Сколько звуков обозначают две буквы СС в слове российский, как он звучит? (Один мягкий согласный звук [ СЬ])

- Чем на письме обозначена мягкость звука [СЬ]? (Гласной второго ряда И)

- От какого слова образовано слово русский? (От слова Русь)

- Это слова родственные, у них общая часть корень рус-.

- От какого слова образовано слово российский? (От слова Россия)

- Это слова родственные, у них общая часть корень россий-.

Логопед уточняет лексическое значение слов:

русский - относящийся к русскому народу,

российский - относящийся к государству Россия.

Работа со словосочетанием.

Детям раздаются индивидуальные карточки

Русский солдат
российский спорт
русская слово
российская пляска
русское республика
российское гражданство

- Ребята, посмотрите на карточки. Прочитайте слова первого столбика, слова второго столбика.

- К словам из правого столбика подберите слова из левого столбика, соедините их карандашом.

Проверка. Логопед голосом выделяет окончание прилагательного.

- Какой солдат? (русский солдат)

- Какая пляска? (русская пляска) и т.д.

Выборочная запись словосочетаний в тетрадях.

- Обозначьте звуки [С - СЬ] разным цветом, подчеркните букву, обозначающую мягкость согласного [СЬ] на письме.

Проверка.

Работа с предложением.

Детям раздаются индивидуальные карточки, на которых написана русская поговорка "Всякому мила своя сторона" с пропущенной буквой С.

Карточка: В_якому мила _воя _торона.

- Вставьте пропущенную букву, прочитайте выразительно, меняя логическое ударение.

- Объясните смысл поговорки.

- Как будете писать поговорку? С какой буквы начнёте? Почему? (Предложение пишется с большой буквы)

- Докажите, что это предложение. (Все слова связаны по смыслу, выражают законченную мысль, в конце ставится точка)

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре.)

- Как будете писать слова в предложении? ( Все слова будем писать раздельно)

Запись поговорки в тетрадь (списывание).

- Обозначьте звуки [С - СЬ] разным цветом, подчеркните букву, обозначающую мягкость согласного [СЬ] на письме.

- Прочитайте слова с твёрдым звуком [С] (своя, сторона), с мягким звуком [СЬ] (всякому).

- Чем обозначена мягкость звука [СЬ] на письме? (Гласной второго ряда Я)

Взаимопроверка.

Работа с деформированным предложением.

- Как вы понимаете, что значит слово "мила"? Почему страна нам мила? Какая она? (Красивая, могучая, сильная и т.д.).

- Запишите предложение, вставляя придуманное слово.

Россия - самая _______ страна.

- Обозначьте звуки [С - СЬ] разным цветом, подчеркните букву, обозначающую мягкость согласного [СЬ] на письме.

- Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о Родине? (Дети говорят свои пословицы и поговорки, объясняя их значение)

5. Итог занятия.

- Что делали на занятии? (Писали слова, словосочетания, предложения с твёрдыми и мягкими звуками [С -СЬ])

- Какие знания и умения закрепили? (Обозначали твёрдый и мягкий звуки[С -СЬ] буквой С; мягкость звука [СЬ] обозначали с помощью гласных второго ряда и мягкого знака)

- Что нового узнали на занятии? (Познакомились с новыми словами: российский, русский; познакомились с поговоркой о Родине)

- Достигли ли мы цели? (Да)

- Какие задания понравились? (Ответы детей)

- Оцените свою работу на занятии. На какой ступеньке вы сегодня были?

- Оценка деятельности детей учителем-логопедом.