Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Цель: Развитие и совершенствование фонематических процессов, коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить представления детей о звуках [С - СЬ], обозначение их на письме буквой С.
2.Совершенствовать навык различения звуков [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция речевых нарушений
1.1. Развитие фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем.
1.2. Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализов.
1.3. Развитие навыков словообразования и словоизменения.
1.4. Уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса по теме "Наша Родина-Россия"
1.5. Расширение словарного запаса посредством введения новых слов: русский, российский.
1.6.Закрепление понятий "звук - буква", "словосочетание - предложение".
1.7. Формирование учебного высказывания.
1.8. Развитие языкового чутья, наблюдений за языковыми явлениями.
1.9. Совершенствование навыков чтения и письма.
1.10. Актуализация знаний по русскому языку.
1.11.Формирование готовности к восприятию орфограмм и их правописанию.
1.12.Развитие связной речи.
1.13.Закрепление навыков работы по инструкции, по алгоритму.
2. Развитие познавательных процессов
2.1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2.2. Развитие внимания (произвольного, непроизвольного)
2.3. Развитие памяти (словесной, наглядно-образной, двигательной, кратковременной, долговременной)
2.4. Развитие мышления (развитие навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, понимание смысла пословиц и поговорок).
2.5. Развитие общей моторики, графо-моторных навыков.
2.6. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
3.2. Воспитывать умения слушать, не перебивая, учителя и товарищей.
3.3.Формировать знания и представления о России.
3.4.Воспитывать уважение и любовь к своей Родине, своему народу, уважительное отношение к государству.
Оборудование:
Карта Российской Федерации, индивидуальные карточки: символы (книга, ручка), разрезные слова, слова для составления словосочетаний, деформированная поговорка; словарные слова Россия, Москва, государство, Отечество для демонстрации на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто правильно изменит слово, чтобы вместо твёрдого звука [С] звучал мягкий звук [СЬ].
Лиса - лисичка (лисята)
Гусыня - гусь (гуси, гусята)
Бусы - бусинки
Коса - косичка
Усы - усики
Поднос - подносик.
2. Этап постановки цели. Актуализация знаний. Теоретическое обоснование данного умения.
- Какие звуки вы сейчас произносили в словах? (Твёрдый и мягкий звуки [С-Сь])
- Что вы узнали об этих звуках на прошлом занятии?
([С] - согласный, свистящий, твёрдый, глухой;
[СЬ] - согласный, тоже свистящий, когда мы его произносим, средняя часть языка поднимается к нёбу, он мягкий, тоже глухой;
Звука два обозначаются одной буквой С )
На наборном полотне выставляются карточки-символы: книга, ручка.
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на занятии? (Закреплять наши знания о звуках, читать слова с данными звуками, обозначать правильно их на письме)
Запись темы занятия в тетрадях
- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков. Тренировочные упражнения.
- А для чего нам важно различать звуки и уметь их обозначать на письме? (Правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков)
- А как они обозначаются? (Твёрдость и мягкость обозначаем последующей буквой)
Работа со звуками и буквой
- Зашифруйте слова, обозначая твёрдый звук [С] соответствующей буквой, а мягкий звук [СЬ] - двумя буквами(буквой С и буквой, следующей за ней).
Сосулька, сосед, смесь, сёстры, сюрприз, сосиски, состарился.
- Давайте проверим. (В слове сосулька я услышал два твёрдых звука [С] в первом и втором слогах, на письме обозначил буквой С. В слове сосед я обозначил звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Е; в слове смесь я обозначил звук [С] в первом слоге буквой С, звук [СЬ] в конце слова буквой С и мягким знаком и т.д.)
- Запишите слова по памяти, используя шифровку.
Вывод: МЯГКОСТЬ НА ПИСЬМЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА ОБОЗНАЧАЕТСЯ ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА И МЯГКИМ ЗНАКОМ.
Внимание детей обращается на карту.
- Как вы думаете, какое государство изображено на карте? (Россия)
- Скоро к нам в школу приедут иностранные гости. Нам с вами нужно им написать, что мы знаем о нашем государстве.
Работа со словами разной слоговой структуры.
1. Задание " Буквы рассыпались"
Детям раздаются индивидуальные наборы букв.
- Давайте соберём рассыпавшиеся слова. Дети составляют из букв слова: Русь, Россия, Москва, страна, государство, Отечество.
Логопед выставляет слова на доске, обращая внимание на правильное написание словарных слов: Россия, Москва, государство, Отечество.
- Запишите слова в тетради:
Имя собственное, в котором две буквы обозначают один звук (Россия)
Имя собственное, в котором букв больше, чем звуков (Русь)
Слово из двух слогов, в котором безударный гласный можно проверить (страна)
Слово из четырёх слогов, в котором первый безударный слог состоит из одной буквы (отечество)
Имя собственное с ударным последним слогом (Москва)
Слово из четырёх слогов с ударным третьим слогом (государство)
- Подчеркните слово, в последнем слоге которого звуков больше, чем букв (Россия)
- Давайте проверим.
- Почему вы подчеркнули слово Россия? (Оно главное, все остальные относятся к нему)
- Обозначьте твёрдость - мягкость звуков [С - СЬ] разным цветом.
- В каких словах встречается мягкий звук [СЬ]. Чем обозначена мягкость звука на письме? (Гласными второго ряда и буквой Ь)
4. Физкультминутка "Манипулятор".
Работа с новыми словами
Логопед знакомит детей с двумя новыми словами:
русский, российский
- Прочитайте слова. Что общего в их написании (Оба слова пишутся с маленькой буквы, в обоих словах по две буквы С)
- Сколько звуков обозначают две буквы СС в слове русский, как он звучит? (Один твёрдый согласный звук [С])
- Сколько звуков обозначают две буквы СС в слове российский, как он звучит? (Один мягкий согласный звук [ СЬ])
- Чем на письме обозначена мягкость звука [СЬ]? (Гласной второго ряда И)
- От какого слова образовано слово русский? (От слова Русь)
- Это слова родственные, у них общая часть корень рус-.
- От какого слова образовано слово российский? (От слова Россия)
- Это слова родственные, у них общая часть корень россий-.
Логопед уточняет лексическое значение слов:
русский - относящийся к русскому народу,
российский - относящийся к государству Россия.
Работа со словосочетанием.
Детям раздаются индивидуальные карточки
Русский солдат российский спорт русская слово российская пляска русское республика российское гражданство
- Ребята, посмотрите на карточки. Прочитайте слова первого столбика, слова второго столбика.
- К словам из правого столбика подберите слова из левого столбика, соедините их карандашом.
Проверка. Логопед голосом выделяет окончание прилагательного.
- Какой солдат? (русский солдат)
- Какая пляска? (русская пляска) и т.д.
Выборочная запись словосочетаний в тетрадях.
- Обозначьте звуки [С - СЬ] разным цветом, подчеркните букву, обозначающую мягкость согласного [СЬ] на письме.
Проверка.
Работа с предложением.
Детям раздаются индивидуальные карточки, на которых написана русская поговорка "Всякому мила своя сторона" с пропущенной буквой С.
Карточка: В_якому мила _воя _торона.
- Вставьте пропущенную букву, прочитайте выразительно, меняя логическое ударение.
- Объясните смысл поговорки.
- Как будете писать поговорку? С какой буквы начнёте? Почему? (Предложение пишется с большой буквы)
- Докажите, что это предложение. (Все слова связаны по смыслу, выражают законченную мысль, в конце ставится точка)
- Сколько слов в этом предложении? (Четыре.)
- Как будете писать слова в предложении? ( Все слова будем писать раздельно)
Запись поговорки в тетрадь (списывание).
- Обозначьте звуки [С - СЬ] разным цветом, подчеркните букву, обозначающую мягкость согласного [СЬ] на письме.
- Прочитайте слова с твёрдым звуком [С] (своя, сторона), с мягким звуком [СЬ] (всякому).
- Чем обозначена мягкость звука [СЬ] на письме? (Гласной второго ряда Я)
Взаимопроверка.
Работа с деформированным предложением.
- Как вы понимаете, что значит слово "мила"? Почему страна нам мила? Какая она? (Красивая, могучая, сильная и т.д.).
- Запишите предложение, вставляя придуманное слово.
Россия - самая _______ страна.
- Обозначьте звуки [С - СЬ] разным цветом, подчеркните букву, обозначающую мягкость согласного [СЬ] на письме.
- Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о Родине? (Дети говорят свои пословицы и поговорки, объясняя их значение)
5. Итог занятия.
- Что делали на занятии? (Писали слова, словосочетания, предложения с твёрдыми и мягкими звуками [С -СЬ])
- Какие знания и умения закрепили? (Обозначали твёрдый и мягкий звуки[С -СЬ] буквой С; мягкость звука [СЬ] обозначали с помощью гласных второго ряда и мягкого знака)
- Что нового узнали на занятии? (Познакомились с новыми словами: российский, русский; познакомились с поговоркой о Родине)
- Достигли ли мы цели? (Да)
- Какие задания понравились? (Ответы детей)
- Оцените свою работу на занятии. На какой ступеньке вы сегодня были?
- Оценка деятельности детей учителем-логопедом.