Цель игры: обобщить сведения по дифференциации звонких и глухих согласных, закреплять зрительный образ парных букв, учить дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки перед гласными 2 ряда; развивать фонематический слух и восприятие, анализ и синтез; развивать мимику, контроль за эмоциями; развивать просодическую сторону речи; стимулировать к речевой активности; развивать навык словоизменения существительных; развивать зрительную и слуховую память, буквенный гнозис; развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к переключению; навыков и приёмов самоконтроля; . Развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление; воспитывать умение играть по правилам.
Ход игры
Оргмомент
Объяснение правил игры "Умники и умницы".
Представление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.
Игра "Умники и умницы" состоит из трех частей - трех агонов. Перед первым и вторым агонами происходит отбор участников (агонистов) в количестве трех человек. Ими становятся те, кто быстрей всех правильно ответят на вопросы ведущего. Агонисты становятся на дорожки красного, желтого и зеленого цвета по выбору (первый агонист выбирает дорожку первым, затем возможность выбора получает второй агонист, третьему достается последняя свободная дорожка).
На зеленой дорожке можно сделать до двух ошибок на четыре предложенных вопроса (дорожка из 4 квадратиков), на желтой - имеется право на одну ошибку из трех вопросов (дорожка из 3 квадратиков), на красной дорожке нет права на ошибку (дорожка из 2 квадратиков, предъявляется два вопроса). Остальные участники находятся на своих местах - они теоретики. Они могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа теоретик получает орден. Участниками финального агона становятся теоретики, набравшие большее количество орденов.
Отбор участников первого агона
Ведущий. Отгадайте загадки. Ответы на загадки будут начинаться на парные согласные звуки.
Внутри - пустой,
А голос - густой.
Сам молчит,
А бьют - ворчит.
(Барабан)Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Кран)Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу.
(Выключатель)Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет - сделает наоборот.
(Зонт)Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими ...
(спичками)
Выбор дорожек - дополнительное задание (словарные слова)
Первый агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Назовите общий звук в названиях картинок. Поставьте магнитик в нужный квадратик, соответствующий месту звука в слове. (Слайд №2)
Слова: топор, торт, лопата, крот
Желтая дорожка. Назовите парные согласные звуки, определите место их в словах. (Слайд №3)
Слон, лиса, зонт, роза.
Красная дорожка. Под картинками поставьте букву, с которой начинается название картинки. Какая из них не является парной согласной?
Шапка, кот, жираф мышь, гриб, волк.
Задание 2
Зеленая дорожка. В слове "СБОР" все согласные звуки звонкие. (С - глухой).
Желтая дорожка. В слове "МЫШКА" первый согласный звук звонкий, остальные - глухие. (Да).
Красная дорожка. Какое слово лишнее:
Чашка, ложка, книжка, бумажка.
Задание 3
Зеленая дорожка. Назовите цифру, соответствующую месту звука Т в словах, названиях картинок (троллейбус - 1, автобус - 3, трактор -1, 5, самокат - 7) (Слайд №4)
Желтая дорожка. Придумайте три слова, которые начинаются на звонкий согласный, а заканчиваются на глухой согласный. (Картинки - магнитные буквы)
Жираф, зонт, ландыш, заяц, мак, бублик: .
Задание 4
Зелёная дорожка. Назовите "лишнюю" пару слов, объясните почему она лишняя?
Коса - коза, уши - ужи, тоска - доска, игра - икра.
Объявление победителя первого агона (победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих дорожек, сделав больше ошибок, чем допущено).
Отбор участников второго агона
Ведущий. Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова, начинающиеся на парные согласные буквы.
Отложил дела бездельник
Со среды на : (понедельник).У нас важная работа:
Осушаем мы : (болото)Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе : (дупло).То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как : (фары)В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый : (воробей).
Выбор дорожек - дополнительное задание (словарные слова)
Второй агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Отгадай имя весёлого человечка по первым звукам слов - названий картинок. Назови первый звук в слове и его парный согласный звук.
Барабан, улитка, ромашка, арбуз, телефон, игла, ножницы, окно (Буратино). (Слайд №5)
Желтая дорожка. Вставь по-порядку в клеточки первые буквы названий картинок и прочитай фразу. (Слайд №6)
У сома ус.
Красная дорожка. Отгадай ребусы: (Слайд №7)
Ворота, ткани, рана.
Задание 2
Зеленая дорожка. Прочитайте слова на лепестках фиалок. (Слайд №8)
Футболка, плафоны, форточка.
Желтая дорожка. Соберите из кубиков имена детей: (Слайд №9)
Даша, Денис, Демьян, Эдик, Александр, Владик
Красная дорожка. Прочитайте предложение: (Слайд №10)
У Жанны живёт ёжик.
Задание 3
Зеленая дорожка. Собери половинки фруктов и прочитай слова: (Слайд №11)
Дома, дети, стена.
Желтая дорожка. Составь слова с помощью таблицы-подсказки. (Слайд №12)
1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | в | н | к | и | р | е | т | о | л |
Задание 4.
Зелёная дорожка. На какие буквы похожи изображённые на картинках люди и предметы? (Слайд №13)
К - Г.
Объявление победителя второго агона.
Отбор участников третьего агона
Ведущий. Из числа теоретиков, набравших наибольшее количество орденов.
Выбор дорожек - дополнительное задание (словарные слова)
Третий агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Найди проверочное слово, для слова ягодка. (Слайд №14)
Ягоды.
Желтая дорожка. Найди проверочное слово, для слова зубки. (Слайд №15)
Зубы.
Красная дорожка. В тексте назови слова со звонкими и глухими согласными на конце слова, которые нужно проверять при их написании. (Слайд №16)
Снег, бег, мороз, мост.
Задание 2
Зеленая дорожка. Найди ошибки в написании парной согласной и исправь их в написании парных звонких и глухих согласных на конце слова. (Слайд №17)
Хлеб, рыбак, мороз, творог, выход, сторож.
Желтая дорожка. Вставь пропущенную парную согласную в конце слова. (Слайд №18)
Гриб, суп, шкаф, морковь, этаж, свет, связь, кулак, мёд, флаг, малыш, рысь.
Красная дорожка. Разгадай загадки - метаграммы. (Слайд №19)
Со звонким - я цветов царица.
С глухим - лишь капелька водицы. (Роза - роса)Со звонким - много времени пройдёт.
С глухим - он ест мышей и песенки поёт. (Год - кот)С глухим - траву она срезает.
Со звонким - листья объедает. (Коза - коса)
Задание 3.
Зелёная дорожка. Закончи предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. (Слайд №20)
1) По реке плывёт: (Плот)
2) Каков корень, таков и (Плод) .
Жёлтая дорожка. Прочитай и отгадай загадку, вставляя пропущенные парные согласные. (Слайд №21)
Я и круглый, я и гла:кий,
И на вкус приятно сла:кий.
Знает каждый карапу:,
Что зовут меня : (Арбуз)
Задание 4.
Зелёная дорожка. Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитай загадку, записанную на дорожках лабиринта. Назови отгадку. (Слайд №22)
Он самый первый входит в дом, а все за ним идут хвостом. (Ключ).
Объявление победителя третьего агона.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Список литературы.
- Л.М.Козырева. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.
- Бельчиков Ю.А. трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. Словарь - справочник. М., 1969.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 2004.
- Козырева Л.М. как образуются слова. Ярославль, 2006.
- Козырева Л.М. различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль. 2006.
- Садовникова И.Н. нарушение письменной речи у младших школьников. М. Просвещение, 1983.
- Якубовская Э.В. и др. дидактические игры. М. 1991.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1, 2 упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекция аграмматической дисграфии. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Зуева Л.Н., Солошенко О.П. 400 необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе. М. 2005.
- Медеева И.Г. Буква к букве: часть 1, 2. М. 2007.
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Тетрадь по обучению грамоте в детском сажду.КРО.