Для правильного и рационального построения занятий физическими упражнениями необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма, обусловленные важнейшей биологической функцией – материнством, которое имеет огромное социальное значение. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье, физическое развитие и функциональное развитие женского организма. У женщин, занимающихся физическими упражнениями, беременность и роды протекают более благоприятно, реже встречаются различные осложнения. Их новорожденные дети обычно превышают средние показатели и по росту и по весу.
В жизни будущей женщины различают два школьных периода развития: первый – от рождения до полового созревания, второй – от полового созревания до начала половой жизни. В первый период интерорецепторы половых органов наименее возбудимы. Врачебно-педагогические наблюдения показали, что до периода полового созревания девочки более склонны к резким движениям (прыжки, соскоки), что они значительно меньше боятся падений и внезапных сотрясений тела, чем девушки. Эта одна из причин, почему в начальной школе на уроке физкультуры учащиеся не делятся на группы девочек и мальчиков. В дальнейшем физическое развитие и телосложение девочек и мальчиков во многом начинают отличаться. Это касается длины и веса тела. Мышечная масса у женщин примерно – 35% от веса тела, у мужчин– 45%.Более слабое развитие мышц у женщин приводит к более низким показателям силы различных мышц, отсюда различия в подборе силовых упражнений (например: подтягивание – исходное положение: мальчики из виса, девочки – из виса лежа). Жировая ткань у женщин составляет-28 % от веса, у мужчин-до 18 %, при этом топография отложения жира у женщин имеет свою особенность – на задней поверхности плеч и бедер. Природой заложен как бы корсет вокруг живота для оберегания плода во время беременности. Центр тяжести расположен ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения женщин дают преимущества при выполнении упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности (упражнения на бревне), но вместе с этим ограничивают возможности в скорости бега и в высоте прыжков.
Наблюдаются также различия в структуре и функциях внутренних органов. Вес и объем сердца у женщин меньше. В условиях выполнения максимальной нагрузки сердечный выброс крови существенно ниже. А это указывает на более низкие функциональные возможности сосудисто-сердечной системы у женщин в сравнении с мужчинами.
Главная особенность строения женского организма – мочеполовая система. Отличительная функция этой системы – деторождение. Для выполнения этой функции существует менструальный цикл. Учитывая эту особенность женского организма в идеале двигательный режим не должен изменяться в зависимости от ежемесячных циклов.
В занятиях со школьницами, а особенно со спортсменками – разрядницами должна проводиться постоянная, систематическая подготовка к выполнению ими обычных физических нагрузок во все фазы цикла, чтобы предотвратить выработку условного рефлекса « менструация-покой», который может неблагоприятно влиять на спортивный успех и самочувствие девушек. Менструация не болезнь, физиологическое состояние женского организма. Нормально протекающая менструация не является противопоказанием для занятий физкультурой и спортом. Об этом надо тактично разговаривать с девочками до наступления менструации. Вопрос о занятиях в этот период решается сугубо индивидуально, в зависимости от характера течения этого цикла. При благоприятном течении возможны занятия спортом, однако тренировочная нагрузка не должна быть максимальной. Полностью исключать упражнения связанные с сильным сотрясением тела (например – опорный прыжок), натуживанием (упражнения на пресс), силовые и прыжковые упражнения, особенно в период становления менструального цикла.
Рекомендуются упражнения на гибкость, так как в этот период эластичность мышц и связок повышена. Небольшая физическая нагрузка может снизить менструальный болевой синдром, уменьшаются кровопотери (отлив крови от органов малого таза). В этот период с девушками обращаться надо особенно бережно и тактично, так как они испытывают физический и психологический дискомфорт, более ранимы. Желательно занятия проводить отдельно от юношей.
На протяжении всего периода существования современного спорта оценка спортивной работоспособности женщин в различные фазы менструального цикла противоречива с точки зрения специалистов. Одни исследователи подчеркивали зависимость работоспособности от фаз менструального цикла, другие не обнаруживали. Многие ученые отрицают зависимость спортивных результатов от фаз цикла, считая, что здоровые спортсменки могут тренироваться и принимать участие в соревнованиях в любую фазу цикла без каких– либо ограничений. Есть и другие точки зрения. Ее сторонники выступают за ограничения и даже за полное прекращение спортивной деятельности во время менструации, ссылаясь на мобильность центральной нервной системы в это время, а также допускают возможность вредного воздействия спортивных занятий на организм в этот период. Не допускать большую физическую нагрузку в упражнениях на выносливость, заменить упражнениями на гибкость. Для игровых видов спорта делать дополнительных 2–4-минутных перерывов во время игры. При необходимости можно изменить сроки менструации с помощью медикаментов. Не допускать новичков и малоопытных спортсменок до соревнований в менструальную фазу цикла. Иметь опыт участия в крупномасштабных соревнованиях. Необходимо чередовать выступления в различные фазы цикла, дать адаптироваться.
Используемая литература:
- Учебник «Физиология» для студентов института физической культуры.
- Учебник «Гигиена» для студентов института физической культуры.
- Учебник «Лечебная физкультура» для студентов института физической культуры.
- Голубкова О.В – врач-акушер-гинеколог. Журнал № 2 «Muscle Nutrition». 2000.