На протяжении нескольких лет работаю в МБДОУ №1
«Березка» по проблеме «Воспитание экокультуры и
природоохранного сознания детей дошкольного
возраста с использованием игровых форм
деятельности».
Мною выбрано это направление потому, что одной из
основных задач воспитания и образования
является формирование экологической культуры и
природоохранного сознания, фундамент которых
составляет достоверные знания по экологии и
практические умения, направленные на охрану
природы.
По реализации данной проблемы был составлен
перспективный план работы в средней группе по
ознакомлению с окружающим миром, который
включает в себя такие разделы Программы
воспитания и обучения в детском саду/ под ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, как:
- Предметное окружение. Явления общественной жизни.
- Природное окружение. Экологическое воспитание.
Перспективное планирование занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир»:
Предметное окружение. Явления
общественной жизни.
Природное окружение. Экологическое воспитание
в средней группе детского сада
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Мы живем в городе | Закреплять и расширять знания детей о городе, развивать любознательность; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Прогулка по городу | Расширять представления детей о многообразии природных явлений, развивать знания детей о транспорте. Воспитывать отзывчивость. |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Едем в гости (моя семья) | Уточнить знания детей о родственных связях, развивать речь, воспитывать любовь и уважение к своим близким |
V неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | «Улица полна неожиданностей» (Как вести себя на улице) | Учить детей правилам поведения во дворе и на улице, закреплять представления о сезонны изменениях в природе, воспитывать умение о своем здоровье |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Какие мы? | Учить детей видеть признаки сходства и различия; развивать речь, воспитывать внимательное отношение друг к другу |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | «Домашние животные» (кто с нами живет) | Закреплять знания детей о домашних животных; развивать умения выделять признаки сходства и различия, воспитывать гуманное отношение |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Какие мы? | Учить детей называть части лица, развивать способность определять эмоциональное состояние, воспитывать заботливость |
V неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Осень золото роняет | Учить самостоятельно находить признаки осени, развивать знания о причинно-следственных связях природы |
НОЯБРЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | В лес за грибами и ягодами | Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах; воспитывать бережное отношение к природе |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Как животные к зиме готовятся? | Расширять представления детей об образе жизни лесных дверей и оседлых птиц осенью, развивать речь, воспитывать любовь к природе |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | И снова в огороде | Научить детей классифицировать предметы по типовым признакам, развивать речь, воспитывать вежливость |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Откуда овощи в магазине | Учить различать овощей по внешнему виду, развивать знания об овощах, воспитывать доброжелательность |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Что для чего? (Мы помогаем маме готовить) | Учить узнавать овощи и фрукты, развивать знания о продуктах питания, воспитывать любознательность |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Фрукты на прилавках магазинов | Учить различать фрукты и садовые ягоды по внешнему виду, развивать знания о фруктах и ягодах, воспитывать отзывчивость |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Все работы хороши (профессии людей) | Учить правильно называть профессии людей, развивать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к людям любых профессий |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Откуда хлеб пришел | Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; развивать знания детей о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Зима в городе | Учить самостоятельно находить признаки зимы, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать способность к наблюдению, воспитывать любовь к природе |
ЯНВАРЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает (экскурсия в зимний парк) | Учить рассказывать о зимних явлениях в жизни природы, развивать речь, воспитывать любознательность |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Лесные обитатели – звери | Учить детей рассказывать о подготовке лесных зверей и птиц к зиме, анализировать, делать выводы, развивать речь, воспитывать наблюдательность |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Обитатели скотного двора | Учить находить сходства и различия домашних животных села и диких животных, развивать речь, воспитывать любознательность |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | О тех, кто умеет летать (птицы) | Учить находить признаки сходства и различия птиц; развивать речь, воспитывать заботливость |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Обитатели птичника | Учить находить признаки сходства и различия птиц; развивать речь, воспитывать заботливое отношение к природе |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Обитатели воды – рыбы | Научить рассказывать о рыбах, развивать умение наблюдать, воспитывать отзывчивость |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Мы едем в зоопарк | Научить детей рассказывать о животных нашей и другой страны; развивать речь, воспитывать культуру поведения |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | «Праздники» День защитника Отечества | Рассказать о военных, развивать желание защищать Родину, воспитывать чувство гордости за свою Родину |
МАРТ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Праздники | Продолжать знакомить с праздником 8 Марта – Международным женским днем.. Вызвать желание порадовать мам и бабушек подарком. Воспитывать любовь и заботу о маме и бабушке. |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Как принять гостей | Учить детей правильно вести себя в гостях, как принимать гостей, развивать логическое мышление, восп-ть уважение к людям. |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Погода и настроение | Учить детей позитивным поддерживающим приемом общения со сверстниками, помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома, во время приема гостей. |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Твое любимое занятие | Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать любознательность , воспитать дружелюбие |
АПРЕЛЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | В окно повеяло весною | Научить находить характерные признаки весны, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, воспитывать любознательность |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Как вести себя за столом | Учить детей пользоваться формами вежливости, благодарить за оказанную услугу. Развивать умение бережно относиться ко всем вещам, воспитывать скромность |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Будем беречь, охранять природу | Учить правильно вести себя в природе, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют востанавлению. Воспитывать у детей природоохранное сознание у детей. |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | О тех, кто умеет летать | Научить рассказывать о птицах, активизировать в речи названия птиц, определить цвет, форму, величину птиц. Воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам |
МАЙ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Весеннее пробуждение природы (Экскурсия по лесопарку) | Научить самостоятельно находить характерные признаки весны; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Шестиногие мамы | Расширить знания детей о характерных признаках, развивать умение видеть признаки сходства и различия; воспитывать бережное отношение ко всему живому |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Времена года | Закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, развивать умение самостоятельно находить их и выражать в речи, воспитывать внимание |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Весной в деревне (сажаем растения) | Расширить представления детей о жизни домашних животных весной, о труде людей в селе в весеннее время. Воспитывать любовь к родному краю |
V неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Повторение | Побуждать к рассказу о птицах, прилетающих на участок, закрепить знания о деревьях. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам |
Используемая литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности детей жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева Р.Б.,
О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД. – 1998. – 160 с.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.,
Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для
дошкольников. Методические Рекомендации для
воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс,
2006. – 304 с..
3. Князева О.Л. Я, ты, мы:
Социал.-эмоцион.развитие детей от 3 до 6 лет:
Учеб.-метод.пособие для воспитателей
дошк.образоват.учреждений/ О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина. – М.: Просвещение, 2004. – 93 с.: ил.
4. Носкова Т. А. Программа. Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста.
Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. – Киров: «ЛОНА-ПЛЮС» – 2008 – 232 с.