Интерактивная дидактическая игра "Мы – граждане большой страны!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание  чувства гражданственности и патриотизма у учащихся; формирование основ нравственной и правовой культуры.

Задачи:

  • Укрепить  знания детей о государственной символике России и Татарстана.
  • Дать первоначальное представление  о таких понятиях, как  «гражданин», «закон».
  • На доступном для детей уровне показать связь между нравственным и законопослушным поведением.

Форма проведения: интерактивная дидактическая викторина.

Оборудование: государственные символы Российской Федерации, Республики Татарстан, политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ и РТ, «Правила поведения ученика», разработанные в школе.

Критерии оценки: оценивается правильность ответов (1 балл) и общая активность детей. Самым активным детям вручаются призы, все участники получают  бейджики с надписью «Я – юный гражданин России».

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы (3-4 классы).

Ведущие: члены школьного правового отряда «Лидер» (учащиеся 9-11 классов).

Руководитель: учитель истории, обществознания и права.

Подготовительный этап.

Дети получают опережающие задания:

  1. Вспомнить, что они знают о государственных символах нашей страны.
  2. Повторить «Правила поведения ученика», с которыми познакомились в 1-м классе.
  3. Изготовить рабочие карточки с надписями: «хорошо», «законно» - красным цветом; «плохо», «незаконно» - черным цветом.

ХОД ИГРЫ

1-й блок

Ведущий.  Дорогие ребята. Нашу сегодняшнюю встречу мы назвали «Мы – граждане большой страны!». У каждого человека есть своя  Родина. Это место, где он родился, где прошли его детские годы, и куда он, даже став взрослым, всегда возвращается с радостью и любовью. Наша Родина – Татарстан. Чудесный край, в котором дружно живут и трудятся люди разных национальностей. Вы уже знаете, что любая страна, любое государство имеет свои государственные символы. Это флаг государства, его герб и гимн. У Республики Татарстан тоже есть свои государственные символы.

– Кто из вас знает, как выглядит государственный флаг Республики Татарстан (Государственный флаг РТ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех, горизонтально расположенных цветовых полос: верхняя – зеленая, нижняя – красная. Белая полоса составляет 1/15 часть ширины флага и расположена между зеленой и красной полосами.)

– Что означают цвета Государственного флага? (Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.)

– А что изображено на гербе республики? (На гербе республики изображен крылатый барс – в древности его считали покровителем, т.е. защитником детей. На нашем гербе барс является покровителем народа республики.)

– Кто знает, что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, славящая кого или что-либо. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. При исполнении гимна обычно встают.)

– Кто написал музыку к гимну Татарстана? (Государственный гимн Татарстана создан на основе музыки великого татарского композитора Рустема  Яхина.)

Исполняется фрагмент Гимна Республики Татарстан.

2-й ведущий: Наша республика является частью большой страны, гражданами которой мы с вами являемся.

– Как называется эта страна?(Россия. Российская Федерация.)
– Какие государственные символы есть у России? (Герб, флаг и гимн России.
– Что представляет собой герб России? (Герб представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.)
– Как выглядит флаг России? (Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир Божественный, белый. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный смелость и великодушие.)
– Кто является автором гимна России? (Текст гимна написал Сергей Михалков на музыку Бориса Александрова.)

Исполняется фрагмент Гимна российской Федерации.

2-й блок

1 ведущий: Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете государственные символы нашей Родины. Это значит, что вы сделали первый шаг к тому, чтобы стать настоящими гражданами своей страны. А кого же мы называем гражданами? На этот вопрос мы с вами и должны суметь ответить в конце нашей встречи.

2-ведущий: Мы все хотим, чтобы наша страна была богатой и сильной. Чтобы люди, живущие в ней, были счастливы и свободны. И во многом это зависит от нас самих. Еще в древние времена  люди поняли: для того, чтобы жить в мире и согласии, нужно выполнять определенные правила: нельзя убивать, нельзя брать чужое без разрешения и еще много различных «нельзя».

– А как вы думаете, почему нельзя совершать некоторые поступки? (Потому, что это нехорошо, это мешает людям спокойно жить, работать, учиться воспитывать детей.)

1 ведущий: Со временем многие  особенно важные  правила стали обязательными для всех людей. Их начали записывать в специальные книги, а за нарушение правил людей стали наказывать. Их отдают под суд, и он определяет им наказание.

– Кто знает, как называются эти правила? (Установленные государством правила поведения,  нарушение которых грозит наказанием, называются законами. Если человек нарушает закон, его поведение называют незаконным.)

2-й ведущий. В своей школьной жизни вы уже познакомились с некоторыми правилами поведения.

– Как называются эти правила? («Правила поведения учащихся».)
– Для чего нужны эти правила? (Эти правила нужны для того, чтобы каждый ученик знал, как нужно вести себя в школе).
– Что произойдет в школе, если все ученики перестанут соблюдать правила поведения? (В школе понизится дисциплина, старшие ребята будут обижать младших и т.д.)
– С какими еще правилами вы успели познакомиться? («Правила дорожного движения».)
– Для чего нужны «Правила дорожного движения»? (Эти правила нужны для того, чтобы все участники дорожного движения знали, как правильно вести себя на дороге. Соблюдение правил дорожного движения позволит избежать аварий на дорогах и спасти жизни водителей и пешеходов.)
– Что произойдет, если все – и водители, и пешеходы - начнут нарушать Правила дорожного движения? (При нарушении правил дорожного движения увеличивается количество аварий, под колесами машин могут погибнуть люди.)
– А что произойдет, если все люди перестанут следовать законам? (Если все люди перестанут следовать законам, в стране не будет порядка, каждый будет делать, что он хочет, не считаясь с окружающими. Увеличится количество преступлений. Преступники будут чувствовать свою безнаказанность, а хорошие, честные люди окажутся беззащитны перед ними.)
– Значит, для чего нам нужны законы? (Законы нужны для того, чтобы люди знали, что можно делать в обществе, а что нельзя. Законы необходимо выполнять, чтобы в стране был порядок, а люди чувствовали себя защищенными.)

– Но не за все проступки человека отдают под суд. Иногда люди обманывают, грубят, некрасиво ведут себя. И тогда окружающие говорят: «Это очень плохой поступок». Такого человека не отдают под суд, его не посадят в тюрьму, но люди его осуждают, от него отворачиваются друзья, а родным и близким бывает стыдно за него.
Вы не совершаете таких поступков?

3-й блок.

1-й ведущий. А теперь мы с вами поиграем в игру. Она называется «Законно- хорошо, незаконно-плохо».  Мы будем приводить вам примеры из жизни, а вы должны ответить, какой поступок совершён: плохой или хороший, законный или незаконный. Отвечать вы будете с помощью приготовленных вами карточек. Если поступок хороший, вы поднимете карточку «хорошо»; если плохой – поднимайте карточку «плохо». Если вам кажется, что в приведенном случае нарушен закон – используйте карточку «незаконно», а если вы считаете, что закон не нарушается – поднимайте карточку «законно».

В качестве «случаев из жизни» для проведения игры можно привести примеры из жизни школы, класса, населенного пункта и т.п. Можно использовать примеры из сказок и детских литературных произведений.

1-й ведущий. Молодцы, ребята. Вы хорошо поняли разницу между хорошими поступками и плохими, законными и незаконными. И мы уверены, что вы будете расти хорошими людьми и законопослушными гражданами. Ведь только человека, который любит свою страну, знает и выполняет ее законы, можно назвать настоящим гражданином.

2-й ведущий. Все мы – граждане нашей большой страны. И от нас зависит, какой она будет: страной, где правит закон, уважение и любовь или страной зла и беззакония.
Вы –  юные граждане страны. Выбор – за вами!

Самых активных участников в конце игры можно поощрить грамотами. Всем остальным на память об участии вручаются  бейджики с надписью «Я – гражданин».