Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и развития дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра – это одно из важнейших средств развития и воспитания дошкольника. Игра влияет на развитие всех сфер личности ребенка. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей, в котором они получают новые знания, умения и навыки, впечатления, накапливается общественный опыт детей, навыки поведения, общения с другими детьми, взрослыми.

Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками необходимо грамотное руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.

Руководство сюжетно-ролевой игры состоит из 3 этапов (Баряева Л.Б., Зарин А.):

  • Взрослый – сверстник;
  • Сверстник – взрослый – сверстник;
  • Сверстник – сверстник.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах;
  • получение богатого и разнообразного опыта общения со сверстниками и совместной деятельности в группах;
  • использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;
  • воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться;
  • выявление задатков ребенка и превращение их в способности.

В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников.

Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия.

Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения сюжетно-ролевой игре необходимо иметь образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки-двигатели (машинки и др.), конструкторы. Необходимо подбирать соответствующие принадлежности для игр: фартуки, повязки, халаты, шапочки. Оборудуется квартира для кукол и обставляется соответствующей мебелью. В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать и гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место и подбираются атрибуты для организации игр «Зоопарк», «Школа», Парикмахерская» и др.

Для того, чтобы игра служила средством развития коммуникативных навыков детей, необходимо соблюдение следующих условий:

  • создание условий для игр в течение дня;
  • организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;
  • развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;
  • обучение навыкам игрового взаимодействия;
  • организация работы по обогащению содержания игр;
  • своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации (в устной, письменной и устно-дактильной форме).

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие:

  • Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
  • Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
  • Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
  • Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
  • Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства.
  • Учить говорить связно и образно.
  • Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
  • Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
  • Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
  • Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению.
  • Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
  • Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
  • Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
  • Расширять общий кругозор детей

Важнейшим условием обучения детей дошкольного возраста играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д.

Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.

Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом других занятий. Л. П. Носкова выделяет следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:

  • подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения,
  • отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии).

Для формирования коммуникативных навыков этот этап подразумевает в первую очередь отбор речевого материала, которым ребенок сможет
оперировать самостоятельно, использовать в ходе сюжетно-ролевой игры. А также с детьми закрепляются навыки предвосхищения коммуникативной ситуации. С детьми обговаривается, что нужно сказать приходя в магазин и больницу, что сказать уходя. В старшем дошкольном возрасте, необходимо расширять словарный запас детей, учить разделять ритуал приветствия и прощания, со сверстником (пр. привет, пока) и со взрослым (пр. здравствуйте, до свидания).

  • проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление писем и открыток и т. д.);

На этапе проведения экскурсии также закрепляются навыки вхождения, поддержки и выхода из коммуникативной деятельности. Навыки соблюдения правил и норм коммуникативного процесса, в конкретной ситуации. С детьми разбирается как нужно вести себя в том или ином учреждении, что нельзя делать и почему.

  • беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация необходимого речевого материала.

Чаще всего этот этап отличается наибольшей эмоциональностью, возможно закрепление как выбора невербальных средств, так и сочетания их со словами, замены некоторых жестов словом.

  • закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной игры;

Возможно проигрывание отдельных элементов сюжетно-ролевой игры, ребенку ставится определенная коммуникативная задача, которую ему необходимо выполнить, происходит также формирования навыка декодирования, ребенку необходимо как воспроизвести информацию, так и воспринять, осмыслить речь собеседника.

Таким образом, формирование взаимоотношений в сюжетно –ролевых играх на протяжении дошкольного детства проходит ряд этапов (А. П. Усова):

  1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (младший дошкольный возраст).
  2. Уровень одиночных игр. Он характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре и не мешает другим, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
  3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. У ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого, создаются условия для естественного объединения играющих.
  4. Уровень кратковременного общения. Ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Но дошкольник пока не чувствует своей связи и зависимости в общей деятельности.
  5. Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре.
  6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные общими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

Модель усложнения сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста на примере игры «Путешествие» представлена в презентации.

Приложение 1